Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.
рабочая программа (4 класс) на тему
гг
Актуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных и поведенческих проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_navykov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию навыков
саморегуляции у младших школьников.
Пояснительная записка
Обоснование программы: Актуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных и поведенческих проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков регулирования эмоций и поведения обусловлена тем, что возрастной период 7 - 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и поведенческой сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях реабилитационного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и поведением, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Данная программа по формированию навыков саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
Задачи программы:
- формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
- развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
- совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
- обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие умения слушать других людей;
- обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
- обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
- снятие негативных импульсов;
- формирование позитивной моральной позиции
Участники программы: воспитанники младших классов.
Продолжительность: 26 занятий; один раз в неделю; длительность занятия 40 минут.
Формы занятий: беседы, подвижные, ролевые игры, инсценировки, групповая работа, чтение и обсуждение художественных произведений, упражнения.
Структура программы:
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
На занятиях воспитанники получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
На занятиях проводятся специальные упражнения и ролевые игры, где участники овладевают навыками саморегулирования. У младших школьников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура занятий:
1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.
- знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
- работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
- рассказ воспитателя по теме занятия;
- вопросы для обсуждения;
- психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
- снятие психо-эмоционального напряжения.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого воспитанника.
Ожидаемые результаты:
Сформированность умений детей осознавать собственные эмоциональные состояния. Усвоение способов эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
План занятий.
№ |
Наименование тем | Всего занятий | В том числе | |
Теоретич | Практич. | |||
Умение выражать свое эмоциональное состояние. | 6 | 3 | 3 | |
1 | Эмоции и взаимопонимание. | 2 | 1 | 1 |
2 | Разные настроения. | 2 | 1 | 1 |
3 | Учимся менять свое настроение. | 2 | 1 | 1 |
2 | Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. | 8 | 2 | 6 |
1 | Как найти выход из трудной ситуации. | 2 | 1 | 1 |
2 | Меняем отношение к тому, что нас огорчает. | 2 | 1 | 1 |
3 | Не хочу быть плохим. | 1 | 1 | |
4 | Как победить страх. | 1 | 1 | |
5 | Прогоняем злость. | 1 | 1 | |
6 | Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | 1 | 1 | |
3 | Умение общаться с взрослыми и сверстниками. | 4 | 2 | 2 |
1 | Живи в согласии с другими. | 2 | 1 | 1 |
2 | Как просить прощения. | 2 | 1 | 1 |
4 | Умение снимать эмоциональное напряжение. | 6 | 3 | 3 |
1 | Саморегуляция. | 2 | 1 | 1 |
2 | Уверенное и неуверенное поведение. | 2 | 1 | 1 |
3 | Вырабатываем уверенность в своих силах. | 2 | 1 | 1 |
5 | Умение оценивать свои потенциальные возможности. | 2 | 1 | 1 |
1 | Как добиться удачи. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 52 | 22 | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...
Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...
" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...