Формирование навыков саморегуляции у младших школьников
рабочая программа (1, 2 класс)
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного.Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования саморегуляции в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Формирование навыков саморегуляции у младших школьников
направленность: социально-гуманитарная
возраст обучающихся: 7 - 9 лет
срок реализации программы: 36 часов
Составитель:
М.Е. Арюхова
педагог-психолог,
высшей квалификационной категории
г. Нижний Новгород
2022 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования саморегуляции в учебной деятельности.
Таким образом данная программа социально-гуманитарной направленности, коррекционно-развивающего вида.
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к развитию навыков саморегуляции. Программа включает в себя три блока: развитие и тренировка внимания и навыков самоконтроля, развитие эмоциональной сферы и познания себя, формирование «образа- Я», развитие навыков и умения взаимодействовать в коллективе сверстников, развитие коммуникации.
Адресат:
Программа может быть использована при работе с младшими школьниками, имеющими трудности саморегуляции в учебной деятельности. Программу можно адаптировать для работы с некоторыми категориями детей ОВЗ (СДВГ, ЗПР, УО)
Цель: формирование навыков саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников.
Задачи:
- развивать произвольное внимание (концентрацию, устойчивость, переключаемость);
- развивать умения контролировать и анализировать результаты своей деятельности и поведения;
- развивать навыков коммуникации и социализации;
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 18 недель, 36 занятий, по 2 занятию в неделю, продолжительность занятий 35- 45 мин. (в соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п. 3.4.15 и 3.4.16.
Основная форма занятий – групповая, очная. Но также может использоваться индивидуальная форма работы, с учетом психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, при необходимости программу можно адаптировать для заочной формы работы.
Реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации с использованием дистанционных технологий потребуется увеличение часов, т.к. добавятся часы на консультации с родителями. Форма подведения итогов – индивидуальная диагностика, наблюдение за детьми, анкетирование родителей, индивидуальные консультации родителей по результатам работы.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть, выполнение письменных заданий на специально разработанных бланках, игры на самоконтроль, использование демонстрационного и раздаточного материала, взаимодействие со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
- развитие у младших школьников навыков саморегуляции в учебной деятельности;
- формирование умения концентрировать и удерживать внимание на нужном объекте;
- освоение навыков коммуникации и социализации;
- повысить психологическую компетентность родителей детей, участвующих в реализации программы.
Режим занятий - занятия проводятся два раз в неделю, программа состоит из 36 занятий.
Учебный план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Ознакомительное» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, Результат выполнения практических заданий |
Блок 1 «Развитие, тренировка внимания и навыков самоконтроля» | |||||
2 | «Слуховая инструкция» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
3 | «Умение удерживать и выполнять слуховую инструкцию» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
4 | «Концентрация внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
5 | «Развитие навыков целенаправленного сосредоточения и запоминания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
6 | «Зрительное восприятие и внимание» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
7 | «Зрительное внимание и наблюдательность» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
8 | «Умение сосредотачиваться на нужном объекте» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
9 | «Распределение внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
10 | «Устойчивость внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
11 | «Переключение внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
12 | «Объем внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
13 | «Тренировка внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Блок 2 «Я и мои эмоции» | |||||
14 | «Мое имя» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
15 | «Моя самооценка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
16 | «Радость» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
17 | «Грусть» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
18 | «Страх» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
19 | «Гнев» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
20 | «Удивление» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
21 | «Интерес» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
22 | «Спокойствие» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
23 | «Положительные и отрицательные эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Блок 3 «Один и вместе» | |||||
24 | «Чудесная страна» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
25 | «Автодром» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
26 | «Корона превращений» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
27 | «Волшебные медальоны» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
28 | «Разведчики» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
29 | «В стране Ладошек и пальчиков» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
30 | «Цветик-семицветик» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
31 | «Один и вместе» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
32 | «Наша сказка» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
33 | «Картина по кругу» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
34 | «Дружеские каракули» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
35 | Итоговое занятие «День самоуправления» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
36 | Итоговая диагностика | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Итого | 36 | 9,4 | 26,6 |
Календарный учебный план – занятия начинаются по мере формирования групп или поступления запроса. В течение учебного года (36 недель) программа может быть реализована несколько раза.
Формы аттестации
Письменные задания «Палочки-черточки» Н.В.Ульенкова, «Графический диктант», "Корректурная проба Бурдона", проводится при поступлении ребенка с целью выявить общий уровень психического развития и уровень саморегуляции ребенка, темп деятельности, умение переключать и концентрировать внимание. Итоговая диагностика проводится в рамках данной программы, по итогу освоения всей программы, с целью установления результатов освоения программы и соответствию их планируемым результатам обучения.
Оценочные материалы
Целевой ориентир | Методы и методики диагностики | Критерии оценки | Оценка |
|
|
| Очень высокий уровень (принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, выполнение без ошибок), высокий уровень (принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускаются немногочисленные ошибки и самокоррекция), средний уровень (принимает лишь часть инструкции, до конца занятия может не сохранить ее в полном объеме, в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности), низкий уровень (принимает лишь небольшую часть инструкции ошибок не замечает и не исправляет), очень низкий уровень (совсем не принимает задания) |
Методические материалы
Словесные | Наглядные | Практические |
Беседы | Демонстрационный - иллюстрационный материал по эмоционально-волевой сфери. | упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы; |
Рефлексии | наблюдение | игры на самоконтроль и умение управлять своим телом; игры на взаимодействие со сверстниками. |
Консультации родителей | Показ психологом приемов выполнения действий. | релаксация |
Бланки с практическими заданиями |
Условия реализации программы
Программа реализуется в виде групповых занятий с младшими школьниками. консультаций их родителей. Для этого необходимо: отдельный кабинет, столы и стулья для всех участников реализуемой программы, письменные принадлежности.
Список литературы
- Вербовская Е. С., Большев А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филиппова Л. В.. «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» М.: Московский психолого-социальный институт; Н.Новгород: НГАСУ Гуманитарно-худож. ин-т, 2001.
- Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога» – Москва.:Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2008 г.
- Н. В. Самоукина «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы» – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
- Черемошкина Л.В. «Развитие внимания детей» - популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- Чистякова М. И. «Психогимнастика» Под редакцией М. И. Буянова2-е издание, Москва: «Просвещение» 2005
- Эльконин Д. Б. «Психология обучения младшего школьника.» Москва 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...
Программа факультативного валеологического курса по формированию навыка ЗОЖ младших школьников (1 класс)
Целью данного курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний...
Трудности формирования навыков чтения у школьников
Трудности формирования навыков чтения у школьников...
Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".
Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Формирование навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта у школьников с ОВЗ
Формирование навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является ключевым аспектом их социальной и эмоциональной адаптации. Работа с да...