Формирование навыков саморегуляции у младших школьников
рабочая программа (1, 2 класс)
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного.Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования саморегуляции в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoregulyatsii_dlya_sayta.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Формирование навыков саморегуляции у младших школьников
направленность: социально-гуманитарная
возраст обучающихся: 7 - 9 лет
срок реализации программы: 36 часов
Составитель:
М.Е. Арюхова
педагог-психолог,
высшей квалификационной категории
г. Нижний Новгород
2022 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Данная коррекционная программа, направлена на обеспечение эффективного психолого-педагогического и консультационного сопровождения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного. Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования саморегуляции в учебной деятельности.
Таким образом данная программа социально-гуманитарной направленности, коррекционно-развивающего вида.
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к развитию навыков саморегуляции. Программа включает в себя три блока: развитие и тренировка внимания и навыков самоконтроля, развитие эмоциональной сферы и познания себя, формирование «образа- Я», развитие навыков и умения взаимодействовать в коллективе сверстников, развитие коммуникации.
Адресат:
Программа может быть использована при работе с младшими школьниками, имеющими трудности саморегуляции в учебной деятельности. Программу можно адаптировать для работы с некоторыми категориями детей ОВЗ (СДВГ, ЗПР, УО)
Цель: формирование навыков саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников.
Задачи:
- развивать произвольное внимание (концентрацию, устойчивость, переключаемость);
- развивать умения контролировать и анализировать результаты своей деятельности и поведения;
- развивать навыков коммуникации и социализации;
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 18 недель, 36 занятий, по 2 занятию в неделю, продолжительность занятий 35- 45 мин. (в соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п. 3.4.15 и 3.4.16.
Основная форма занятий – групповая, очная. Но также может использоваться индивидуальная форма работы, с учетом психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, при необходимости программу можно адаптировать для заочной формы работы.
Реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации с использованием дистанционных технологий потребуется увеличение часов, т.к. добавятся часы на консультации с родителями. Форма подведения итогов – индивидуальная диагностика, наблюдение за детьми, анкетирование родителей, индивидуальные консультации родителей по результатам работы.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть, выполнение письменных заданий на специально разработанных бланках, игры на самоконтроль, использование демонстрационного и раздаточного материала, взаимодействие со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
- развитие у младших школьников навыков саморегуляции в учебной деятельности;
- формирование умения концентрировать и удерживать внимание на нужном объекте;
- освоение навыков коммуникации и социализации;
- повысить психологическую компетентность родителей детей, участвующих в реализации программы.
Режим занятий - занятия проводятся два раз в неделю, программа состоит из 36 занятий.
Учебный план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Ознакомительное» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, Результат выполнения практических заданий |
Блок 1 «Развитие, тренировка внимания и навыков самоконтроля» | |||||
2 | «Слуховая инструкция» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
3 | «Умение удерживать и выполнять слуховую инструкцию» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
4 | «Концентрация внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
5 | «Развитие навыков целенаправленного сосредоточения и запоминания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
6 | «Зрительное восприятие и внимание» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
7 | «Зрительное внимание и наблюдательность» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
8 | «Умение сосредотачиваться на нужном объекте» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
9 | «Распределение внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | наблюдение |
10 | «Устойчивость внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
11 | «Переключение внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
12 | «Объем внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
13 | «Тренировка внимания» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Блок 2 «Я и мои эмоции» | |||||
14 | «Мое имя» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
15 | «Моя самооценка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
16 | «Радость» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
17 | «Грусть» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
18 | «Страх» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
19 | «Гнев» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
20 | «Удивление» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
21 | «Интерес» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
22 | «Спокойствие» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
23 | «Положительные и отрицательные эмоции» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Блок 3 «Один и вместе» | |||||
24 | «Чудесная страна» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
25 | «Автодром» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
26 | «Корона превращений» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
27 | «Волшебные медальоны» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
28 | «Разведчики» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
29 | «В стране Ладошек и пальчиков» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
30 | «Цветик-семицветик» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
31 | «Один и вместе» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
32 | «Наша сказка» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
33 | «Картина по кругу» | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
34 | «Дружеские каракули» | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
35 | Итоговое занятие «День самоуправления» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
36 | Итоговая диагностика | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение, результат выполнения практических заданий |
Итого | 36 | 9,4 | 26,6 |
Календарный учебный план – занятия начинаются по мере формирования групп или поступления запроса. В течение учебного года (36 недель) программа может быть реализована несколько раза.
Формы аттестации
Письменные задания «Палочки-черточки» Н.В.Ульенкова, «Графический диктант», "Корректурная проба Бурдона", проводится при поступлении ребенка с целью выявить общий уровень психического развития и уровень саморегуляции ребенка, темп деятельности, умение переключать и концентрировать внимание. Итоговая диагностика проводится в рамках данной программы, по итогу освоения всей программы, с целью установления результатов освоения программы и соответствию их планируемым результатам обучения.
Оценочные материалы
Целевой ориентир | Методы и методики диагностики | Критерии оценки | Оценка |
|
|
| Очень высокий уровень (принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, выполнение без ошибок), высокий уровень (принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускаются немногочисленные ошибки и самокоррекция), средний уровень (принимает лишь часть инструкции, до конца занятия может не сохранить ее в полном объеме, в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности), низкий уровень (принимает лишь небольшую часть инструкции ошибок не замечает и не исправляет), очень низкий уровень (совсем не принимает задания) |
Методические материалы
Словесные | Наглядные | Практические |
Беседы | Демонстрационный - иллюстрационный материал по эмоционально-волевой сфери. | упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы; |
Рефлексии | наблюдение | игры на самоконтроль и умение управлять своим телом; игры на взаимодействие со сверстниками. |
Консультации родителей | Показ психологом приемов выполнения действий. | релаксация |
Бланки с практическими заданиями |
Условия реализации программы
Программа реализуется в виде групповых занятий с младшими школьниками. консультаций их родителей. Для этого необходимо: отдельный кабинет, столы и стулья для всех участников реализуемой программы, письменные принадлежности.
Список литературы
- Вербовская Е. С., Большев А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р., Филиппова Л. В.. «Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» М.: Московский психолого-социальный институт; Н.Новгород: НГАСУ Гуманитарно-худож. ин-т, 2001.
- Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога» – Москва.:Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2008 г.
- Н. В. Самоукина «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы» – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.
- Черемошкина Л.В. «Развитие внимания детей» - популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- Чистякова М. И. «Психогимнастика» Под редакцией М. И. Буянова2-е издание, Москва: «Просвещение» 2005
- Эльконин Д. Б. «Психология обучения младшего школьника.» Москва 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...
Формирование навыка чтения младших школьников
Формирование навыка чтения младших школьников...
Программа факультативного валеологического курса по формированию навыка ЗОЖ младших школьников (1 класс)
Целью данного курса является формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний...
Трудности формирования навыков чтения у школьников
Трудности формирования навыков чтения у школьников...
Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".
Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...
Проблемы формирования навыков правописания младших школьников
Сущность орфографии и ее принципы. Психологические закономерности формирования навыков правописания у учащихся....