Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников
рабочая программа (1 класс)
Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста.
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
В основу комплекса занятий положена программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П.Слободяник “Шаг навстречу” (2004); также использовались элементы из комплекса занятий по эмоциональному развитию детей 5-10 лет автора И.О.Карелиной (2006); упражнения из книги М.И Чистяковой “Психогимнастика” (1990); эмоционально развивающие игры из сборника Т.Л. Шишовой “Застенчивый невидимка”(1997).
Обоснование программы:
Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется
содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее “я” в формах, приемлемых для окружающих людей, то специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.
Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи программы:
· формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
· развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
· совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
· обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
· развитие умения слушать других людей;
· обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
· обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
· снятие негативных импульсов;
· формирование позитивной моральной позиции.
Адресат: учащиеся младших классов.
Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 40 минут.
Структура занятий:
1. Вводная часть. Мимическая гимнастика.
· знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
· работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
· рассказ учителя по теме занятия;
· вопросы для обсуждения;
· психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
· снятие психо-эмоционального напряжения;
· рефлексия.
Полностью текст программы по формированию у младших школьников навыков эмоциональной саморегуляции представлен в Приложении.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: “Гномы настроений”, “Пиктограммы основных эмоциональных состояний”, бланки “Дневник настроений” для каждого учащегося представлены в
Приложении 2.
Программу по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции, можно в полном объеме использовать в начальных классах во внеурочной работе, введенной в школах по Новому стандарту начального образования.
Элементы данной программы можно использовать на уроках курса “Окружающий мир” в 1-4 классах в разделе “Человек” по таким темам: “Как ты воспринимаешь мир”; “Эмоции и темперамент”; “Твое настроение” и т.п.
Данная программа может использоваться в образовательных учреждениях в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_portala.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников
Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста.
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
В основу комплекса занятий положена программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П.Слободяник “Шаг навстречу” (2004); также использовались элементы из комплекса занятий по эмоциональному развитию детей 5-10 лет автора И.О.Карелиной (2006); упражнения из книги М.И Чистяковой “Психогимнастика” (1990); эмоционально развивающие игры из сборника Т.Л. Шишовой “Застенчивый невидимка”(1997).
Обоснование программы:
Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется
содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее “я” в формах, приемлемых для окружающих людей, то специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.
Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи программы:
· формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
· развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
· совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
· обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
· развитие умения слушать других людей;
· обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
· обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
· снятие негативных импульсов;
· формирование позитивной моральной позиции.
Адресат: учащиеся младших классов.
Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 40 минут.
Структура занятий:
1. Вводная часть. Мимическая гимнастика.
· знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;
· работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
· рассказ учителя по теме занятия;
· вопросы для обсуждения;
· психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
· снятие психо-эмоционального напряжения;
· рефлексия.
Полностью текст программы по формированию у младших школьников навыков эмоциональной саморегуляции представлен в Приложении.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: “Гномы настроений”, “Пиктограммы основных эмоциональных состояний”, бланки “Дневник настроений” для каждого учащегося представлены в
Приложении 2.
Программу по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции, можно в полном объеме использовать в начальных классах во внеурочной работе, введенной в школах по Новому стандарту начального образования.
Элементы данной программы можно использовать на уроках курса “Окружающий мир” в 1-4 классах в разделе “Человек” по таким темам: “Как ты воспринимаешь мир”; “Эмоции и темперамент”; “Твое настроение” и т.п.
Данная программа может использоваться в образовательных учреждениях в рамках психолого-педагогического сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...