Cовременные технологии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

   Среди многообразия современных образовательных технологий в своей работе активно и эффективно применяю элементы проблемного обучения,  информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие,  игровые и проектные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologie.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

   Среди многообразия современных образовательных технологий в своей работе активно и эффективно применяю элементы проблемного обучения,  информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие,  игровые и проектные технологии.

 1.  Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

2.Информационно-коммуникационные  технологии  использую  на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, интерактивной доски, особенно те, которые требуют наглядного представления материала .Применяю  презентации для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения и математики.  С помощью презентаций возможно получение большего объёма информации и заданий за короткий период, всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Кроме этого легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».  По возможности применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Применение ИКТ помогает улучшать качество обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, повышать мотивацию к получению и усвоению новых знаний. Использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, а также позволяет проводить уроки в форме заочных путешествий и виртуальных экскурсий. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды.   Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов.  Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определенным темам.

      С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

- подготовка дидактического материала для учебно–воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

- «портфолио» учителя и ученика  в Гис «Электронная школа» даёт хорошую возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;

- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

- электронная почта;

- составление отчётов, графиков, диаграмм;

- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ;

- тренажёры по предметам, тестирования;

- развивающие игры по предметам.

В своей работе использую компьютерные   развивающие игры, которые тренируют у учащихся память, логику, координацию движений, формируют умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения,  компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.

3. Личностно-ориентированное обучение – контролирующая и оценочная  деятельность ученика.  Личностно- ориентированный урок способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта, предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий, стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала, ведет индивидуальную работу с каждым ребенком помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность, поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение, побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. На таком уроке приходится создать положительно эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, сообщить вначале урока не только тему, но и организацию учебной деятельности в ходе урока. Применять знания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).Использовать проблемные творческие задания, стимулировать учеников к самостоятельному выбору различных способов выполнения заданий.

Оценивать и поощрять при опросе на уроке не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

4.Здоровьесберегающие технологии 

 На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?  В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

5.Применяю игровые технологии. С помощью игр вовлекаю каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью решаю какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формирование речевых умений, развитие наблюдательности, внимания, творческих способностей и т. д. Игровую деятельность использую для усвоения обучающимися понятий, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - это игры–соревнования, эстафеты, в которых предлагаю найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. На уроках использую игры со словами («Дополни слово», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова?», «Хитрый вопрос», «Шифровальщик»), математические игры («Назови соседей числа», «Кто быстрей сосчитает?» «Сбежавшие числа» и т.д.), игровые разминки: разминочные загадки, соотношения. Использование игровых приемов позволяет разнообразить урок, активизировать деятельность детей, вовлечь в работу каждого ученика.

 6.Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

   Проектная деятельность позволяет повышать познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечивать деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся. Собственные наблюдения показали, что  особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. При выполнения каждого нового проекта (под моим руководством), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проекты выполняем коллективно. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей, а деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cовременный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следу­ющим направлениям:     Воспитание гражданственности, патриотизма, ува­жения к прав...

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который ...

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Cовременные образовательные технологии.Метод проектов(из опыта работы) Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направл...

Cовременные деньги России

Методическая разработка факультатива "Финансовая грамотность" для 2 класса...

Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ

Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ (ЗПР) В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.В нашей шко...

Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе.

Статья о современных технологиях в краеведческом образовании...