Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Тараканова Ольга Сергеевна

Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ (ЗПР)

 

В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.

В нашей школе в классах для детей с ЗПР обучаются дети с речевым диагнозом  общее недоразвитие речи.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы:

1)    звуковой стороны (фонетики) –нарушение произношения и фонематики-  нарушение восприятия, анализа, дифференциации звуков.

2)    лексической стороны –  что проявляется бедном  словарном запасе, в трудности  употребления антонимов и синонимов. Так одним из признаков этого является активное жестикулирование .  Так как ребёнку явно не хватает слов.

3)    грамматической стороны – дети допускают большое количество ошибок в словообразовании и словоизменении, в построении предложений;

4)    связной речи- нарушения в развернутых речевых высказываниях. В рассказе ребёнка нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Преобладают постоянные повторы, возврат к уже высказанному. И самое главное – в своих рассуждениях  ребёнок с ЗПР постоянно отвлекается  от главной мысли и теряет её .

5)    Оптико – пространственные нарушения – связанные с трудностями дифференциации образов букв при чтении и письме.

 

 

Поэтому основной целью моей логопедической работы является формирование всех компонентов речевой системы для успешного овладения навыком письма и чтения. Которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе.

  Все блоки  работы реализуются в определенной последовательности,  учитывая принцип  психологической структуры процесса чтения и письма, а также  максимальной опоры на действующие анализаторы:

 

В 1 классе идет работа по формированию оптико – пространственных представлений и развитию словарного запаса.

В 1(дополнительном) -2 классе– проводиться работа по коррекции фонематического восприятия и слуха.

В 3-4 классе  проводиться работа над коррекцией  аграмматизмов, морфологической системы

В 4 классе- над связной речью: составление предложений, правильное сочетание слов в предложении.

Для реализации этой цели я стараюсь использовать наиболее оптимальные методы, формы, технологии обучения  для развития  и коррекции речи детей с ОВЗ.

На своих занятиях за основу я беру работу в тетрадях на печатной основе.

Работа с тетрадями.

На занятиях использую тетради Е.В. Мазановой. В них собраны упражнения, выполняя, которые дети учатся отличать сходные по написанию буквы (Вот например «О-А»); сходные по звучанию звуки. Ребятам нравится работать с яркими картинками и интересными заданиями.

 

Также на занятиях с детьми я использую следующие технологии:

1)    игровые;

2)    здоровье сберегающие ;

3)    Технологию развития   мышления «Синквейн»

 Хочу поделиться опытом использования этих технологий на занятиях по логопедии с детьми ОВЗ (ЗПР).

 

Уже ранее было сказано, что у детей с ЗПР игровая мотивация преобладает над учебной. Поэтому целью использования игровой технологии в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно- развивающей работы.

 

Игровые педагогические технологии – определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности на занятии.

 

Так, например на занятиях в 1 В классе дети играют в игру «Чудесный мешочек». (Показываю видео) Дети воспринимают образ буквы при помощи тактильных ощущений. Тактильные ощущения стимулируют работу коры головного мозга. А значит стимулируют развитие моторной функции речи. Чем больше анализаторов задействовано, тем эффективней работа над поставленной задачей.

А вот 1 дополнительном классе на этапе  отработки и закрепления изученного материала  использую дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей. С помощью звукового лото дети учатся дифференцировать звонкие и глухие звуки.

 

Для того чтобы настроить детей на занятие, а после занятия снять эмоциональное напряжение я использую здровье сберегающие технологии. Например метод  кинезиологии.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений. Это гимнастика  для мозга. Комплекс движений  помогает активизировать  межполушарные связи.

Эти упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают запоминание, улучшают мыслительную деятельность.

 

В своей работе я использую  следующие формы:

1)    Упражнения для развития мелкой моторики;

2)    Упражнения на релаксацию.

 

Показываю видео 1 В класс.

 

        На средней ступени дети  встречаются с изучением большого количества устных предметов. Поэтому необходимо  научить  их работать с информацией: перерабатывать, воспроизводить. Моей основной задачей становиться развитие словесно-логического мышления у детей.  Поэтому я использую технологию развития мышления «Синквейн».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Правила синквейна.

«Синквейн» позволяет.

•         придать безликим лексическим единицам  эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;

•          значительно активизировать словарный запас;

•          совершенствовать навык  использования        в  речи синонимов;

•          активизировать мыслительную деятельность;

•          совершенствовать  умение  высказывать       собственное  отношение к чему-либо, стимулировать развитие творческого потенциала.

 

При работе над составлением синквейна я  организовывала работу от простого к сложному. Т.е сначала предлагала ребятам составить синквейн по темам: животные, профессии. А позже  мы перешли к боле сложным темам. Вот, например, на основе поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» дети составляли «Синквейн» о героях  этой поэмы.

Сначала возникали трудности. Дети не понимали структуры синквейна, добавляли лишние слова,  с трудом подбирали слова. Но путём тренировок учащиеся достигли неплохого  результата.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ (ЗПР)

В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.

В нашей школе в классах для детей с ЗПР обучаются дети с речевым диагнозом  общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы:

  1. звуковой стороны (фонетики) –нарушение произношения и фонематики-  нарушение восприятия, анализа, дифференциации звуков.
  2. лексической стороны –  что проявляется бедном  словарном запасе, в трудности  употребления антонимов и синонимов. Так одним из признаков этого является активное жестикулирование .  Так как ребёнку явно не хватает слов. 
  3. грамматической стороны – дети допускают большое количество ошибок в словообразовании и словоизменении, в построении предложений;
  4. связной речи- нарушения в развернутых речевых высказываниях. В рассказе ребёнка нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Преобладают постоянные повторы, возврат к уже высказанному. И самое главное – в своих рассуждениях  ребёнок с ЗПР постоянно отвлекается  от главной мысли и теряет её .
  5. Оптико – пространственные нарушения – связанные с трудностями дифференциации образов букв при чтении и письме.

Поэтому основной целью моей логопедической работы является формирование всех компонентов речевой системы для успешного овладения навыком письма и чтения. Которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе.

  Все блоки  работы реализуются в определенной последовательности,  учитывая принцип  психологической структуры процесса чтения и письма, а также  максимальной опоры на действующие анализаторы:

В 1 классе идет работа по формированию оптико – пространственных представлений и развитию словарного запаса.

В 1(дополнительном) -2 классе– проводиться работа по коррекции фонематического восприятия и слуха.

В 3-4 классе  проводиться работа над коррекцией  аграмматизмов, морфологической системы

В 4 классе- над связной речью: составление предложений, правильное сочетание слов в предложении.

Для реализации этой цели я стараюсь использовать наиболее оптимальные методы, формы, технологии обучения  для развития  и коррекции речи детей с ОВЗ.

На своих занятиях за основу я беру работу в тетрадях на печатной основе.

Работа с тетрадями.

На занятиях использую тетради Е.В. Мазановой. В них собраны упражнения, выполняя, которые дети учатся отличать сходные по написанию буквы (Вот например «О-А»); сходные по звучанию звуки. Ребятам нравится работать с яркими картинками и интересными заданиями.

Также на занятиях с детьми я использую следующие технологии:

  1. игровые;
  2. здоровье сберегающие ;
  3. Технологию развития   мышления «Синквейн»

 Хочу поделиться опытом использования этих технологий на занятиях по логопедии с детьми ОВЗ (ЗПР).

Уже ранее было сказано, что у детей с ЗПР игровая мотивация преобладает над учебной. Поэтому целью использования игровой технологии в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно- развивающей работы.

Игровые педагогические технологии – определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности на занятии.

Так, например на занятиях в 1 В классе дети играют в игру «Чудесный мешочек». (Показываю видео) Дети воспринимают образ буквы при помощи тактильных ощущений. Тактильные ощущения стимулируют работу коры головного мозга. А значит стимулируют развитие моторной функции речи. Чем больше анализаторов задействовано, тем эффективней работа над поставленной задачей. 

А вот 1 дополнительном классе на этапе  отработки и закрепления изученного материала  использую дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей. С помощью звукового лото дети учатся дифференцировать звонкие и глухие звуки.

Для того чтобы настроить детей на занятие, а после занятия снять эмоциональное напряжение я использую здровье сберегающие технологии. Например метод  кинезиологии.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений. Это гимнастика  для мозга. Комплекс движений  помогает активизировать  межполушарные связи.

Эти упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают запоминание, улучшают мыслительную деятельность.

В своей работе я использую  следующие формы:

  1. Упражнения для развития мелкой моторики;
  2. Упражнения на релаксацию.

Показываю видео 1 В класс.

         На средней ступени дети  встречаются с изучением большого количества устных предметов. Поэтому необходимо  научить  их работать с информацией: перерабатывать, воспроизводить. Моей основной задачей становиться развитие словесно-логического мышления у детей.  Поэтому я использую технологию развития мышления «Синквейн».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Правила синквейна.

«Синквейн» позволяет.

  • придать безликим лексическим единицам  эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
  •  значительно активизировать словарный запас;
  •  совершенствовать навык  использования        в  речи синонимов;
  •  активизировать мыслительную деятельность;
  •  совершенствовать  умение  высказывать       собственное  отношение к чему-либо, стимулировать развитие творческого потенциала.

При работе над составлением синквейна я  организовывала работу от простого к сложному. Т.е сначала предлагала ребятам составить синквейн по темам: животные, профессии. А позже  мы перешли к боле сложным темам. Вот, например, на основе поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» дети составляли «Синквейн» о героях  этой поэмы.

Сначала возникали трудности. Дети не понимали структуры синквейна, добавляли лишние слова,  с трудом подбирали слова. Но путём тренировок учащиеся достигли неплохого  результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В материале сделана попытка систематизировать в таблицу  логопедические диагностические методики известных авторов. Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на ...

«Диагностическая карта в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

Данная карта составлена и адаптирована к новым требованиям в школе по ФГОС.В карте выделены основные диагностические критерии. Данное пособие служит приложением к "Логопедической диагностике готовност...

Синквейн как инновационный прием в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

В данной статье освещены вопросы использования приема «синквейн» новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в работе учите...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ"

Описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе учителем - логопедом с детьми с ОВЗ....

Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.

В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста

В последние годы значительно растет количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Все это требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения детей с ОВЗ.Здоров...