Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ (ЗПР)
В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.
В нашей школе в классах для детей с ЗПР обучаются дети с речевым диагнозом общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы:
1) звуковой стороны (фонетики) –нарушение произношения и фонематики- нарушение восприятия, анализа, дифференциации звуков.
2) лексической стороны – что проявляется бедном словарном запасе, в трудности употребления антонимов и синонимов. Так одним из признаков этого является активное жестикулирование . Так как ребёнку явно не хватает слов.
3) грамматической стороны – дети допускают большое количество ошибок в словообразовании и словоизменении, в построении предложений;
4) связной речи- нарушения в развернутых речевых высказываниях. В рассказе ребёнка нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Преобладают постоянные повторы, возврат к уже высказанному. И самое главное – в своих рассуждениях ребёнок с ЗПР постоянно отвлекается от главной мысли и теряет её .
5) Оптико – пространственные нарушения – связанные с трудностями дифференциации образов букв при чтении и письме.
Поэтому основной целью моей логопедической работы является формирование всех компонентов речевой системы для успешного овладения навыком письма и чтения. Которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе.
Все блоки работы реализуются в определенной последовательности, учитывая принцип психологической структуры процесса чтения и письма, а также максимальной опоры на действующие анализаторы:
В 1 классе идет работа по формированию оптико – пространственных представлений и развитию словарного запаса.
В 1(дополнительном) -2 классе– проводиться работа по коррекции фонематического восприятия и слуха.
В 3-4 классе проводиться работа над коррекцией аграмматизмов, морфологической системы
В 4 классе- над связной речью: составление предложений, правильное сочетание слов в предложении.
Для реализации этой цели я стараюсь использовать наиболее оптимальные методы, формы, технологии обучения для развития и коррекции речи детей с ОВЗ.
На своих занятиях за основу я беру работу в тетрадях на печатной основе.
Работа с тетрадями.
На занятиях использую тетради Е.В. Мазановой. В них собраны упражнения, выполняя, которые дети учатся отличать сходные по написанию буквы (Вот например «О-А»); сходные по звучанию звуки. Ребятам нравится работать с яркими картинками и интересными заданиями.
Также на занятиях с детьми я использую следующие технологии:
1) игровые;
2) здоровье сберегающие ;
3) Технологию развития мышления «Синквейн»
Хочу поделиться опытом использования этих технологий на занятиях по логопедии с детьми ОВЗ (ЗПР).
Уже ранее было сказано, что у детей с ЗПР игровая мотивация преобладает над учебной. Поэтому целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно- развивающей работы.
Игровые педагогические технологии – определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности на занятии.
Так, например на занятиях в 1 В классе дети играют в игру «Чудесный мешочек». (Показываю видео) Дети воспринимают образ буквы при помощи тактильных ощущений. Тактильные ощущения стимулируют работу коры головного мозга. А значит стимулируют развитие моторной функции речи. Чем больше анализаторов задействовано, тем эффективней работа над поставленной задачей.
А вот 1 дополнительном классе на этапе отработки и закрепления изученного материала использую дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей. С помощью звукового лото дети учатся дифференцировать звонкие и глухие звуки.
Для того чтобы настроить детей на занятие, а после занятия снять эмоциональное напряжение я использую здровье сберегающие технологии. Например метод кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений. Это гимнастика для мозга. Комплекс движений помогает активизировать межполушарные связи.
Эти упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают запоминание, улучшают мыслительную деятельность.
В своей работе я использую следующие формы:
1) Упражнения для развития мелкой моторики;
2) Упражнения на релаксацию.
Показываю видео 1 В класс.
На средней ступени дети встречаются с изучением большого количества устных предметов. Поэтому необходимо научить их работать с информацией: перерабатывать, воспроизводить. Моей основной задачей становиться развитие словесно-логического мышления у детей. Поэтому я использую технологию развития мышления «Синквейн».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Правила синквейна.
«Синквейн» позволяет.
• придать безликим лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
• значительно активизировать словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов;
• активизировать мыслительную деятельность;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо, стимулировать развитие творческого потенциала.
При работе над составлением синквейна я организовывала работу от простого к сложному. Т.е сначала предлагала ребятам составить синквейн по темам: животные, профессии. А позже мы перешли к боле сложным темам. Вот, например, на основе поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» дети составляли «Синквейн» о героях этой поэмы.
Сначала возникали трудности. Дети не понимали структуры синквейна, добавляли лишние слова, с трудом подбирали слова. Но путём тренировок учащиеся достигли неплохого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Cовременные технологии в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ (ЗПР)
В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи.
В нашей школе в классах для детей с ЗПР обучаются дети с речевым диагнозом общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы:
- звуковой стороны (фонетики) –нарушение произношения и фонематики- нарушение восприятия, анализа, дифференциации звуков.
- лексической стороны – что проявляется бедном словарном запасе, в трудности употребления антонимов и синонимов. Так одним из признаков этого является активное жестикулирование . Так как ребёнку явно не хватает слов.
- грамматической стороны – дети допускают большое количество ошибок в словообразовании и словоизменении, в построении предложений;
- связной речи- нарушения в развернутых речевых высказываниях. В рассказе ребёнка нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Преобладают постоянные повторы, возврат к уже высказанному. И самое главное – в своих рассуждениях ребёнок с ЗПР постоянно отвлекается от главной мысли и теряет её .
- Оптико – пространственные нарушения – связанные с трудностями дифференциации образов букв при чтении и письме.
Поэтому основной целью моей логопедической работы является формирование всех компонентов речевой системы для успешного овладения навыком письма и чтения. Которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе.
Все блоки работы реализуются в определенной последовательности, учитывая принцип психологической структуры процесса чтения и письма, а также максимальной опоры на действующие анализаторы:
В 1 классе идет работа по формированию оптико – пространственных представлений и развитию словарного запаса.
В 1(дополнительном) -2 классе– проводиться работа по коррекции фонематического восприятия и слуха.
В 3-4 классе проводиться работа над коррекцией аграмматизмов, морфологической системы
В 4 классе- над связной речью: составление предложений, правильное сочетание слов в предложении.
Для реализации этой цели я стараюсь использовать наиболее оптимальные методы, формы, технологии обучения для развития и коррекции речи детей с ОВЗ.
На своих занятиях за основу я беру работу в тетрадях на печатной основе.
Работа с тетрадями.
На занятиях использую тетради Е.В. Мазановой. В них собраны упражнения, выполняя, которые дети учатся отличать сходные по написанию буквы (Вот например «О-А»); сходные по звучанию звуки. Ребятам нравится работать с яркими картинками и интересными заданиями.
Также на занятиях с детьми я использую следующие технологии:
- игровые;
- здоровье сберегающие ;
- Технологию развития мышления «Синквейн»
Хочу поделиться опытом использования этих технологий на занятиях по логопедии с детьми ОВЗ (ЗПР).
Уже ранее было сказано, что у детей с ЗПР игровая мотивация преобладает над учебной. Поэтому целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно- развивающей работы.
Игровые педагогические технологии – определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности на занятии.
Так, например на занятиях в 1 В классе дети играют в игру «Чудесный мешочек». (Показываю видео) Дети воспринимают образ буквы при помощи тактильных ощущений. Тактильные ощущения стимулируют работу коры головного мозга. А значит стимулируют развитие моторной функции речи. Чем больше анализаторов задействовано, тем эффективней работа над поставленной задачей.
А вот 1 дополнительном классе на этапе отработки и закрепления изученного материала использую дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей. С помощью звукового лото дети учатся дифференцировать звонкие и глухие звуки.
Для того чтобы настроить детей на занятие, а после занятия снять эмоциональное напряжение я использую здровье сберегающие технологии. Например метод кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений. Это гимнастика для мозга. Комплекс движений помогает активизировать межполушарные связи.
Эти упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают запоминание, улучшают мыслительную деятельность.
В своей работе я использую следующие формы:
- Упражнения для развития мелкой моторики;
- Упражнения на релаксацию.
Показываю видео 1 В класс.
На средней ступени дети встречаются с изучением большого количества устных предметов. Поэтому необходимо научить их работать с информацией: перерабатывать, воспроизводить. Моей основной задачей становиться развитие словесно-логического мышления у детей. Поэтому я использую технологию развития мышления «Синквейн».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Правила синквейна.
«Синквейн» позволяет.
- придать безликим лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
- значительно активизировать словарный запас;
- совершенствовать навык использования в речи синонимов;
- активизировать мыслительную деятельность;
- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо, стимулировать развитие творческого потенциала.
При работе над составлением синквейна я организовывала работу от простого к сложному. Т.е сначала предлагала ребятам составить синквейн по темам: животные, профессии. А позже мы перешли к боле сложным темам. Вот, например, на основе поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» дети составляли «Синквейн» о героях этой поэмы.
Сначала возникали трудности. Дети не понимали структуры синквейна, добавляли лишние слова, с трудом подбирали слова. Но путём тренировок учащиеся достигли неплохого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
В материале сделана попытка систематизировать в таблицу логопедические диагностические методики известных авторов. Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на ...
«Диагностическая карта в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
Данная карта составлена и адаптирована к новым требованиям в школе по ФГОС.В карте выделены основные диагностические критерии. Данное пособие служит приложением к "Логопедической диагностике готовност...
Синквейн как инновационный прием в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В данной статье освещены вопросы использования приема «синквейн» новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в работе учите...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...
"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ"
Описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе учителем - логопедом с детьми с ОВЗ....
Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.
В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста
В последние годы значительно растет количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Все это требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения детей с ОВЗ.Здоров...