Статья "Проектные технологии в дополнительном образовании"
статья
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_tehnologii.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектные технологии в дополнительном
образовании
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему?
Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:
ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.
ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.
ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.
Рассмотрим систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Структура учебного проекта
Первый этап | Второй этап | Третий этап |
Стартовый | Практическая реализация | Защита |
Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани: анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла); демонстрация педагогу процесса изготовления изделия; анализ по технологической карте этапов изготовления изделия; изучение метода гармоничного моделирования формы; изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов). | выбор технологии изготовления продукта; процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей; разработка рекламы изделия. практическое применение изделия | представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора; оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность. демонстрация изделий и фотоматериалов их использования вывод из проделанной работы |
Результативность
- Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.
- Овладели разными технологиями изготовления игрушек.
- Научились выбирать ткань для изделия, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучены свойства и характеристики материалов, видов отделки и их сочетания.
- Освоили приемы работы с технологической документацией. Изготовили изделия.
- Научились рекламировать свои изделия и определять их себестоимость.
- В процессе коллективной работы у детей сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата.
- Появление новых идей и замыслов.
Использованная литература:
1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.
2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании
Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют учитывать индивидуальные способности, потре...
Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий с использованием и...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...
Статья "Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании"
Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представлени...
Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании детей
Информационно-коммуникационные технологии...
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей
Здоровьесберегающие технологии...