Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании
статья на тему

Хухтонен Анастасия Сергеевна

Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют  учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность для реализации различных педагогических технологий. В данном материале будут  рассмотрены  наиболее интересные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Поэтому предметом технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.

 Система дополнительного образования имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.

В данном открытом уроке было использовано несколько технологий:

Игровая технология

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».

Различают следующие классификации педагогических игр:

  1. по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  2. по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
  3. по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
  4. по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий обширны:

  1. дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  2. воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  3. развивающие: развитие качеств и структур личности;
  4. социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

  1. Новая информационная технология обучения (или ИКТ)

Новая информационно- коммуникационная технология (по Г.К. Селевко) – это технология, использующая специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является информационно- коммуникационная технология. Коммуникационные  (ИКТ) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Эта  технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  2. Подготовка личности «информационного общества».
  3. Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  4. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Педагоги ДО применяют различные технологии, зачастую даже несколько технологий пересекающих и дополняющих друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В своём выступлении я рассказываю об использовании в своей работе нетрадиционных методов и форм организации обучения....

«Обучение младших школьников общению, как разновидности взаимодействия с применением новых педагогических технологий»

О важности и значимости обучения младших школьников общению с применением новых педагогических технологий....

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»

Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...

Статья "Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании"

Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представлени...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...