Статья "Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании"
статья
Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 №ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании
Подготовил педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Костенко Валентин Евгеньевич
Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 №ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.
Для образовательной отрасли в понятии «образовательный туризм» основной целью является получение новых знаний, а туризм – лишь форма организации образовательного процесса, способ, формат, технология этого процесса.
Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.
Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем.
Образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса предполагает формирование у студентов умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам. Это путешествия не только в пространстве — в другие страны, но и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура.
образовательный туризм в образовательном процессе зачастую представляет собой образовательный туристический маршрут, в котором «все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой».
Цель такого образовательного маршрута (путешествия) — «не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на вопрос — индивидуально значимый для каждого, отправляющегося в путешествие. Каждый участник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии».
В самом путешествии вооруженные новым знанием участники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений. Каждый этап в образовательном путешествии сопровождается тьютором (преподавателем-наставником).
Современный туризм сегодня - это продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся. Современный туризм развивает желания, стремления и способности детей, подростков и молодежи к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.Регулярное применение технологий образовательного туризма в педагогике способствует развитию сознательной дисциплины, ответственности за свою деятельность, настойчивости, упорству. В современном педагогическом образовании, в том числе и дополнительном, образовательный туризм является интеграцией всех основных сторон воспитания: эстетической, физической, трудовой, нравственной, интеллектуальной.
Цель технологии образовательного туризма - расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей.
Формами деятельности в школьном образовательном туризме выступают: экскурсионно-образовательные маршруты; маршрутные игры, образовательно - туристические поездки; познавательно-учебные экскурсии; краеведческие выставки и конференции; образовательные геокешинги; встречи с интересными людьми; мастер-классы.
Основное назначение образовательного туристического маршрута помочь учащимся достичь учебных целей в конкретной предметной области или дополнить, расширить ту информацию, углубить, конкретизировать школьные знания, сделать их своим внутренним достоянием. В области развития личности ребенка образовательный туризм направлен на развитие творческого потенциала ученика, котрыйв ходе туристическог маршрута имеет возможность проведить комплекс исследований (выполнять задание, которое потенциально может быть заложено и осуществимона данном конкретном маршруте).
Образовательный туристический маршрут может быть:
- Предметным (направленным на расширение знаний),
- Межпредметным (направленным на развитие или применение умений, в том числе, универсальных учебных действий).
Образовательный туризм в современном дополнительном образовании – это педагогическая технология, а ообразовательный туристический маршрут - новая и перспективная методика, соответствующая и новым стандартам в образовании и реалиям современной жизни. В качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует и пробуждает познавательную активность детей и молодежи, побуждая их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т. д.
Библиографическое описание.
Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795. — URL https://moluch.ru/archive/92/20357/ (дата обращения: 05.09.2019).
Сайт https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnyy_turizm_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании
Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют учитывать индивидуальные способности, потре...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Лидер дополнительного образования
Материалы для конкурса Лидер дополнительного образования. Из топыта работы. Воспитание ученика, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, - в этом я вижу главную свою мисс...
Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий с использованием и...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...
Статья "Проектные технологии в дополнительном образовании"
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной ст...
Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании детей
Информационно-коммуникационные технологии...