Статья "Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании"
статья

Костенко Валентин Евгеньевич

Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью    выполнения      задач,   определенных      учебными      программами      образовательных  учреждений.   В   настоящее   время   развитие   образовательного  (детского   и   молодежного)  туризма  в  России  как  одного  из  направлений  культурно-познавательного  вида  туризма  приобретает     особую    актуальность,    становясь    одним    из   приоритетных     направлений  государственной  политики  в  сфере  туризма.  Это  подтверждается  поручениями  Президента  Российской Федерации от 11.10.2012 №ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при  Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный туризм как педагогическая технология в дополнительном образовании

Подготовил педагог ДО МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Костенко Валентин Евгеньевич

Образовательный туризм – это современная педагогическая технология, направленная на расширение кругозора учащихся, ознакомление с культурой других стран и народов, а также формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью    выполнения      задач,   определенных      учебными      программами      образовательных  учреждений.   В   настоящее   время   развитие   образовательного  (детского   и   молодежного)  туризма  в  России  как  одного  из  направлений  культурно-познавательного  вида  туризма  приобретает     особую    актуальность,    становясь    одним    из   приоритетных     направлений  государственной  политики  в  сфере  туризма.  Это  подтверждается  поручениями  Президента  Российской Федерации от 11.10.2012 №ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при  Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.  

Для  образовательной  отрасли  в  понятии  «образовательный  туризм»  основной  целью  является  получение  новых  знаний,  а  туризм  –  лишь  форма  организации  образовательного  процесса, способ, формат, технология этого процесса.  

Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.

Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем.

Образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса предполагает формирование у студентов умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам. Это путешествия не только в пространстве — в другие страны, но и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура.

образовательный туризм в образовательном процессе зачастую представляет собой образовательный туристический маршрут, в котором «все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой».

Цель такого образовательного маршрута (путешествия) — «не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на вопрос — индивидуально значимый для каждого, отправляющегося в путешествие. Каждый участник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии».

В самом путешествии вооруженные новым знанием участники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений. Каждый этап в образовательном путешествии сопровождается тьютором (преподавателем-наставником).

Современный туризм сегодня - это продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся. Современный туризм развивает желания, стремления и способности детей, подростков и молодежи к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.Регулярное применение технологий образовательного туризма в педагогике способствует развитию сознательной дисциплины, ответственности за свою деятельность, настойчивости, упорству. В современном педагогическом образовании, в том числе и дополнительном, образовательный туризм является интеграцией всех основных сторон воспитания: эстетической, физической, трудовой, нравственной, интеллектуальной.

Цель  технологии образовательного туризма - расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей.

      Формами      деятельности      в   школьном      образовательном       туризме  выступают:  экскурсионно-образовательные           маршруты;       маршрутные        игры,      образовательно - туристические   поездки;   познавательно-учебные   экскурсии;   краеведческие выставки и конференции; образовательные геокешинги; встречи с   интересными   людьми; мастер-классы.

Основное  назначение  образовательного  туристического  маршрута  помочь  учащимся  достичь  учебных  целей  в  конкретной  предметной  области  или  дополнить,  расширить  ту  информацию, углубить, конкретизировать школьные знания, сделать  их  своим  внутренним    достоянием. В области развития личности ребенка образовательный туризм направлен на развитие творческого   потенциала ученика,   котрыйв ходе туристическог маршрута имеет возможность проведить  комплекс  исследований  (выполнять  задание, которое  потенциально  может  быть  заложено и осуществимона данном конкретном маршруте).  

      Образовательный  туристический  маршрут  может быть:

  • Предметным (направленным  на  расширение  знаний),  
  • Межпредметным (направленным на развитие  или  применение  умений,  в  том  числе,  универсальных  учебных  действий).

Образовательный туризм в современном дополнительном образовании – это педагогическая технология, а ообразовательный туристический маршрут -  новая  и  перспективная методика,  соответствующая  и  новым   стандартам   в   образовании   и   реалиям   современной   жизни. В качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует и пробуждает познавательную активность детей и молодежи, побуждая их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т. д.

Библиографическое описание.

Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795. — URL https://moluch.ru/archive/92/20357/  (дата обращения: 05.09.2019).

Сайт https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnyy_turizm_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых педагогических технологий в дополнительном образовании

Система дополнительного образования имеет все возможности для разносторонней педагогической деятельности. Некоторые особенности этой системы позволяют  учитывать индивидуальные способности, потре...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Лидер дополнительного образования

Материалы для конкурса Лидер дополнительного образования. Из топыта работы. Воспитание ученика, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, - в этом я вижу главную свою мисс...

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»

Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...

Статья "Проектные технологии в дополнительном образовании"

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной ст...