Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов младших школьников
учебно-методический материал (1, 2 класс)
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_diagnostiki_odarennosti.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для педагогов, родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3. петь, музицировать;
4. заниматься физкультурой;
5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8. играть с техническим конструктором;
9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10. самостоятельно рисовать;
11. играть в спортивные, подвижные игры;
12. руководить играми детей;
13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14. ходить в магазин за продуктами;
15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27. ухаживать за домашними растениями;
28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31. участвовать в постановке спектаклей;
32. заниматься спортом в секциях и кружках;
33. помогать другим людям;
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.
Дата__________ Фамилия, имя_______________ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Источник информации:
https://infourok.ru/metodika-diagnostiki-odarennosti-dlya-pedagogov-i-roditeley-karta-interesov-mladshih-shkolnikov-2771185.html
№ п/п | ФИ | Направление одаренности | ||||||
математика и техника | гуманитарная сфера | художественная деятельность | физкультура и спорт | коммуникативные интересы | природа и естествознание | домашние обязанности, труд по самообслуживанию | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 | ||||||||
26 |
Источник информации:
https://infourok.ru/metodika-diagnostiki-odarennosti-dlya-pedagogov-i-roditeley-karta-interesov-mladshih-shkolnikov-2771185.h
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта интересов младшего школьника. Диагностика.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по да...
Карта интересов младших школьников
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников . Это, в свою очередь, даст возможность более объективно суд...
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Диагностика одарённости детей...
Методики диагностики одаренности младших школьников
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...
Загадки одаренности. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.
Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психи...
карта интересов младших школьников
карта интересов младших школьников...
Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников.
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет ...