Урок-исследование
учебно-методический материал (4 класс)

Урок-исследование для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 27. Тема «Исследование»

Педагогическая цель: знакомство с методологией исследования, проведением опытов и записи наблюдений. Формирование умения ставить и проводить исследование.

Задание 13. «Исследование»

Детям предлагается исследовать некоторые вещества на растворимость. Оформить исследование как полагается: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу. Затем произвести опыты и записать наблюдение, сделать заключение и выводы.

Погружение в тему

Ученые, когда сталкиваются с чем-то неизвестным, еще не объяснимым, проводят исследование. Исследуют новое явление для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема — не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления — объектом исследования.

Грамотная организация исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организации и проведения опытов, если это естественнонаучные изыскания.

Гипотеза — утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

Ситуация

Многие из вас наблюдали, что некоторые вещества при соприкосновении с водой как бы исчезают, растворяются. Например, сахар или соль. Другие напротив, после соприкосновения с водой не изменяются. Проведем исследование на растворимость соли и песка.

Проблема исследования:  

Нам необходимо знать, как ведут себя соль и песок при соприкосновении с водой. А мы это пока не знаем.

Цель  исследования:

Узнать, как ведут себя соль и песок при соприкосновении с водой.

Гипотезы:

1. Соль растворяется. 2. Песок растворяется

Оснащение: рабочие тетради, на группу: 2 стеклянных стакана, 1 столовая ложка соли и 1 столовая ложка песка.

Этапы и время фронтально-групповой работы на уроке 26

Номер этапа

Содержание этапа

Продолжительность этапа

Перед началом уроков учащиеся подходят к листу «Эмоциональный профиль класса» и закрашивают свою клеточку. Работа учащихся с учителем, индивидуальная и групповая.

Запись в рабочей тетради  В рабочей тетради записать тему уроков 26 «Исследование». Закрашиваем прямоугольник 1 цветом, который соответствует настроению.

2 мин.

Объяснение задания  Учитель проводит погружение в тему об исследованиях, показывает методологию постановки и проведения исследования. Делает акценты внимания с помощью методологических карточек — прикрепляет карточки одну за другой на доске.

Особое внимание уделяется новому понятию — гипотеза.

Учитель предлагает проделать небольшое исследование и рассказывает проблемную ситуацию. В диалоге с классом формулирует проблему исследования, вместе с детьми формулирует цель исследования.

5 мин.

Работа с рабочей тетрадью. Читаем постановку работы по исследованию в тетради.

Каждое исследование начинается с формулирования проблемы и цели.

Проблема исследования:  

Нам необходимо знание, как ведут себя соль и песок при соприкосновении с водой. А мы это пока не знаем.

Цель исследования:

Узнать, как ведут себя соль и песок при соприкосновении с водой.

В исследовании не обойтись без гипотезы. Читают определение гипотезы:
Гипотеза — это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.

Гипотезы:

1. Соль растворяется. 2. Песок растворяется.

5 мин.

Работа с учителем и в  рабочей тетради. Учитель показывает все, что готово из оборудования и веществ для опытов.

Учитель поясняет, как провести опыты и записать в таблице «Наблюдение опытов» производимые действия и получаемые результаты.

В каждой группе назначается ответственный за опыты. Он будет следить за распределением работы в группе и последовательнос-тью шагов опытов. В конце урока доложит о проведенной работе.

5 мин.

Проведение опытов. Учащиеся работают по очереди, другие члены группы следят, формулируют действия и результат, обсуждают, затем все записывают в тетради в таблице наблюде-ний.

№ шага

действия

результат

Налить воды в 2 стакана.

Вода прозрачная.

Высыпать в стакан №1 соль и перемешать.

Соль сначала была видна, потом вода прозрачная в стакане №1.

Высыпать в стакан №2 песок и перемешать.

Песок виден на дне стакана №2.

10 мин.

Работа в  рабочей тетради. Вместе с учителем учащиеся формулируют заключение о том, подтвердилась ли гипотеза 1, и делают выводы о том, что узнали. Затем формулируют заключение о том, подтвердилась ли гипотеза 2, и делают выводы о том, что узнали.

5 мин.

Повторяем методологию исследования. Учитель выкладывает карточки на доске, а дети читают формулировки по тетради.

5 мин.

Выступление руководителей От каждой группы выступающий рассказывает о ходе опытов, фиксированных наблюдениях, заключении и выводах. 

7 мин.

Закрашиваем прямоугольник 2 цветом, который соответствует настроению.

1 мин.

Всего:            45 мин.

Методические комментарии

Новым на данном уроке является постановка и проведение исследования, понятие гипотеза, запись наблюдения за ходом эксперимента и формулирование заключения и выводов. Необходимо сделать акценты на названиях: проблема исследования, цель исследования, гипотеза.

При формулировании заключения о том, подтвердилась ли гипотеза 1, пишем — подтвердилась. Делаем вывод о том, что соль растворяется. Затем формулируют заключение о том, подтвердилась ли гипотеза 2 — не подтвердилась, и делаем вывод о том, что песок не растворяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...