Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.
статья по теме
Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе»
Бабаева Лилия Рафиковна
учитель начальных классов
второй квалификациооной категории
муниципального автономного
образовательного учреждения – лицея №2
города Альметьевска
Набережные Челны
2011
Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.
Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». Получается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – потребителя с установкой : все должны ему «дать» ( учителя, школа, государство), а его задача только «брать».
Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Поэтому надо передавать «богатства, которые выработало до него человечество» для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо.
Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Поэтому я выбрала для себя организацию учебно – воспитательного процесса на основе коммуникативно – деятельностного подхода.
Обучение на основе коммуникативно – деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:
- Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
- Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность способствует формированию познавательных мотивов. Детям жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формирую ценности совместной работы: «Мы учимся всё делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение». Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.
«Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…». «Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться». Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии – совместная, групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:
- У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера.
- У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
- Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться. (1 класс – функции контроля, оценки; 2,3,4 классы – постановка задач, планирование действий на пути решения поставленной задачи).
- Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со «стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.
Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания.
Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).
Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию ученикам себя свободной личностью, свободной и ответственной.
Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:
- При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте ещё не было. Значит детское сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.
- Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.
- Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо – неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.
- Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.
- При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалось поработать в группе или не получилось сотрудничества).
Таким образом, с началом обучения в школе у ребёнка складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих его успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО "Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках "
методическая разработка...
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе
Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...
Доклад по теме «Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе»
Доклад...
статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....
Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках в начальной школе
Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Из опыта работы...
Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"
*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...
Деятельностный подход в обучении на уроках английского языка в начальной школе. Метод проектов.
Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овлад...