Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»
опыты и эксперименты (3 класс)

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии смешанного обучения на уроках

в начальной школе»

 

Мы живем в мире информатизации и компьютерной техники, где инфор-мационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. Отсюда формируются новые требования к современному учителю – постоянно самосовершенствоваться, обладать необходимой информационной культурой, применять на своих занятиях информационно-коммуникационные технологии, т. е. быть «мобильным» и ИКТ-компетентным.

Уроки с использованием технологии смешанного обучения представляют собой использование современных технологий обучения в рамках системно - деятельностного подхода, ориентация которых направлена на образовательные результаты как системообразующий компонент ФГОС, где большое внимание уделяется развитию личности обучающегося.  На основе этого происходит усвоение универсальных учебных действий, а также  познание и освоение правил реальной действительности, что составляет цель и основной результат образования младшего школьника в целом.

Смешанное обучение – это образовательный подход, при котором традиционные уроки с учителем совмещается с дистанционными уроками, когда ученик сам контролирует темп учебы. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию. Технология смешанного обучения объединяет преимущества очного и дистанционного обучения в школе и компенсирует их недостатки.  

Всего выделяют более 40 моделей смешанного обучения, по которым можно выстраивать уроки, но не все они одинаково эффективны. Вот несколько основных моделей смешанного обучения:

1. Перевёрнутый класс, когда преподаватель дает ученикам материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии (или на дистанционном уроке) дети вместе с учителем обсуждают изученное и закрепляют материал на практике. 

2. Ротация станций. Ученики на уроке делятся на три группы и передвигаются по «станциям». Например, часть учеников работает на станции онлайн-обучения; другие работают в группах; третья группа общается непосредственно с учителем лично или в удалённом формате.

3. Ротация лабораторий. Модель смешанного обучения, в которой часть занятий проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс (лабораторию), где работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя полученные на уроках знания. 

 

Преимущества смешанного обучения: учитель имеет возможность на реализацию дифференциации в обучении, может более часто организовывать работу в малых группах, активно использовать онлайн-обучение и интерактивные формы работы на уроке.

Недостатки в использовании смешанного обучения: может не быть готовой системы учебных материалов для реализации данной технологии, тогда учителю потребуется самостоятельно подготовить интерактивные и онлайн-задания, используя различные сервисы (напримерLearningApps или еТреники). Это современные онлайн-конструкторы учебных тренажёров, которые позволяют учителю самостоятельно разработать онлайн – задание или целую систему занятий.

 

В каждой модели смешанного обучения есть самостоятельная работа на компьютере. Ученики учатся искать информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы. 

Смешанное обучение позволяет максимально включить каждого ученика в образовательный процесс с использованием возможностей различных образовательных онлайн-платформ. Интегрируя интернет-ресурсы в образовательный процесс, мы можем повысить мотивацию учащихся к изучению своего предмета. В связи со спецификой предмета из множества классификаций сервисов Web 2.0 только некоторые виды мы можем использовать в своей практике. Это могут быть виртуальные доски, графические редакторы, презентации, публикации, видео-ролики, офисные технологии, видео-уроки, библиотеки, образовательные видео, сайты, блоги, тесты, опросники, мультимедиа сервисы, дидактические игры и занятия (LearningApps, Puz-zleCreation, Фабрика кроссвордов) и др.

 

Одно из приложений сервисов Web 2.0 – LearningApps.org. очень удобен и прост в использовании. Даже без регистрации вы можете пользоваться уже созданными вашими коллегами упражнениями, так как они находятся в общем доступе. Ознакомившись с примером, вы сразу же увидите результат. Используя сервис LearningApps, вы получите возможность разнообразить свои уроки и повысить мотивацию учащихся к изучению предметов.

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что учащиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине.

 

В смешанном обучении в школе у детей больше шансов усвоить тему – можно пообщаться с учителем, посмотреть видеолекцию, решить тест на онлайн-платформе. Все эти виды работы есть в каждой модели смешанного обучения. К тому же скорость усвоения информации у всех разная – ученикам удобнее изучать материал в своем темпе. 

 

Таким образом, смешанное обучение помогает не только добиваться поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес ребенка к обучению, развитию самостоятельности и различных метапредметных УУД.

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

                                    за 2021-2022 г.

Каждый современный педагог задумывается, как сделать образовательный процесс максимально эффективным и качественным. Из собственного опыта работы, поняла, что наибольшее влияние на качество обучения оказывает на уроке качество обратной связи. Об этом говорят и научные исследования. Поэтому повышение качества обратной связи каждому ребёнку позволяет улучшить результаты. Если посмотреть на урок, который учитель проводит фронтально, легко заметить, что есть дети, которые получают за урок 1 или 2 раза обратную связь, а некоторые и ни разу. Отсюда можно понять, что различные методы дифференциации и работа в онлайн-среде с обратной связью позволяют существенно повысить качество обратной связи, что и влияет на результаты обучения. Всем известно, что всю эту работу предполагает технология смешанного обучения. Много слышала о данной технологии обучения, но всегда боялась начать применять её.

Но пару лет назад задалась целью: как эффективнее спроектировать урок в модели смешанного обучения.

Перед собой поставила задачи:

- ознакомиться с моделями смешанного обучения;

- выбрать наиболее оптимальную модель урока для учащихся начальной школы.

Смешанное обучение приводит к изменениям в традиционных подходах к организации пространства, а так же реально возрастает качество обратной связи на уроке и повышается у учащихся интерес и желание учиться.

Существует множество форм и способов организации смешанного обучения. Сейчас выделено более 40 моделей смешанного обучения, но далеко не все они эффективны. Выбирая свою модель работы в смешанном обучении и ставя перед собой конкретные цели, я стараюсь тщательно продумать и понять, как будут влиять на результаты все компоненты выбранной модели.

Остановлюсь на модели смена рабочих зон, а ещё её называют «Ротация станций», которая прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе и умения учителя организовать групповую работу. Лучшая модель из Ротации станций, которую я применяю, это когда учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. Делить на группы можно по разным принципам, например:

 успешность выполнения домашнего задания или контрольной, или проверочной работы;

 наличие пробелов в знаниях учащихся;

 если образовался интерес к теме урока и др.

В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от задачи урока. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью планшетов, третья работает над групповым проектом. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповому проекту, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают с планшетами.

Станций так же может быть и две — это станция работы с учителем и станция онлайн-работы. Возможен и вариант работы с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы.

Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. На этой станции у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если работаю с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. В этой работе мне хорошо помогает онлайн-платформы Яндекс.Учебник и Учи.ру. Эти платформы содержат онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. Перед уроком выставляю карточки для детей и на уроке предлагаю набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде, так как выставляю задания по уровням продвижения - базовый и продвинутый уровень.

Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:

 групповые практико-ориентированные задания;

 небольшие исследования;

 квесты;

 настольные игры по изучаемой теме;

 мини-соревнования и т.д.

Приведу пример урока в модели смешанного обучения Ротация станций.

Урок окружающего мира в 4 классе «Планеты солнечной системы».

Детям предварительно было дано домашнее задание посмотреть видеофильм на YouTube.com по теме урока.

Класс перед началом урока делится на три рабочие зоны: «онлайн зона», зона«работы с учителем» и зона«групповой работы» и по такому принципу:

3 группа - сильные, 2 группа - средние, 1 – группа слабые уч-ся и те, кто не смотрели предварительно фильм. (Но дети конечно же не знают, по какому принципу они разделены)

Каждая группа получает маршрутные листы, которые отличаются по уровню заданий и цвету. В каждой рабочей зоне учащиеся работают 8-10 минут.

______________________________________________________________________

Группа 1- зона «работа с учителем» Демонстрация презентации по теме урока.

Задание: Придумай вопрос по содержанию прослушанной темы и задай его товарищам в команде.

Группа 1 зона «онлайн» Каждый ученик работает на ноутбуке выполняет задание на образовательной платформе Яндекс. Учебник

Группа 1 зона «групповая работа»

Задание: Отгадай загадки, впиши отгадки, наклей соответствующие картинки.

______________________________________________________________________

Группа 2- зона «групповая работа»

Задание: Работа с карточкой. Прочитай текст, заполни пропуски, подпиши названия планет по порядку, используя учебник.

Группа 2 зона «работа с учителем»

Задание в рабочей тетради с. 7 № 4

Группа 2 зона «онлайн»

Каждый ученик работает на ноутбуке выполняет задание на образовательной платформе Яндекс .Учебник

______________________________________________________________________

Группа 3- зона «онлайн»

Каждый ученик работает на ноутбуке , выполняет задание на образовательной платформе Яндекс. Учебник

Группа 3 зона «групповая работа»

Задание: Изготовить лепбук Планеты солнечной системы

Группа 3 зона «работа с учителем»

Используя QR код изучить текст. Составить и задать вопросы по содержанию.

t1616848072aa.gif

Таким образом, каждый ученик побывал на каждой из станций и в меру своих сил и возможностей открыл для себя новые знания. И знания эти сохранятся в памяти гораздо надежнее, так как количество и качество обратной связи на уроке было увеличено, благодаря модели смешанного обучения Смена рабочих зон.

Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, я достаточно долго приучаю их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи.

Работая в модели смешанного обучения Ротация станций, выявила следующие минусы и плюсы работы.

Плюсы:

- реализация дифференциии;

работа с малой группой;

интерактивные формы работы;

регулярная групповая работа;

повышение на уроке обратной связи

Минусы:

-длительная подготовка к уроку, так как кроме раздаточного материала к уроку, ещё необходимо выставить разноуровневые карточки в онлайн-среде.

Проектируя урок в технолгогии смешанного обучения делаю выводы, что используемая мною модель Ротации станций предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением:

- повышение саморегуляции у учащихся;

- появляется возможность выстраивать индивидуальные траектории обучения;

- дифференцированный подход к учащимся с различными потребностями;

- увеличение количества и качества обратной связи с учащимися;

- учит детей учиться, добывать знания самостоятельно;

- приобретает личный смысл для каждого ребёнка и возникает сильная мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Презентация "Модель смешанного обучения на уроке литературного чтения".

Разработка урока литературного чтения по программе Л.В. Занкова "Загадки авторской сказки. П.П. Бажов "Огневушка-Поскакушка". Апробация модели смешанного обучения....

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

Применение системно-деятельностного подхода посредством смешанного обучения на уроках в начальной школе

Статья знакомит с технологией смешанного обучения в начальной школе....