Сформированность внимания у младших школьников
статья (1 класс)
В школах на данный момент реализуется смешанная модель образования, в которой используются традиционный подход обучения и деятельностный. Использование инновационных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе способствует развитию внимания младших школьников.
Целенаправленное формирование внимания в младшем школьном возрасте способствует развитию познавательной деятельности и повышению уровня учебной деятельности обучающихся.
В целях получения быстрой и оперативной информации о выявлении и развитии уровня сформированности внимания у первоклассников, возможно использование методик экспресс-диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sformirovannost_vnimaniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сформированность внимания у младших школьников
В школах на данный момент реализуется смешанная модель образования, в которой используются традиционный подход обучения и деятельностный. Использование инновационных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе способствует развитию внимания младших школьников.
Целенаправленное формирование внимания в младшем школьном возрасте способствует развитию познавательной деятельности и повышению уровня учебной деятельности обучающихся.
В целях получения быстрой и оперативной информации о выявлении и развитии уровня сформированности внимания у первоклассников, возможно использование методик экспресс-диагностики.
Экспресс-методики не требуют серьезных затрат времени, осуществляются без специальной подготовки исследования, основаны на качественном анализе высказываний и продуктов деятельности испытуемых. В качестве таких психодиагностических средств использованы: «Корректурные пробы», опросник «Да и нет», методика «Определение концентрации и устойчивости внимания», методика «Оценка переключения внимания», методика «Определение объема внимания» [13, С, 173 - 179].
Развитие внимания у младших школьников на прямую зависит от уровня педагогических методов и приемов, используемых педагогом.
В рамках инновационных технологий сформированность произвольного внимания является одной из составляющих успешности обучения в школе. Мониторинг оценки уровня сформированности свойств внимания включает оценку всех ее компонентов: концентрации, распределения, сосредоточенности, произвольности, продуктивности и устойчивости, переключения и объема. При оценке сформированности внимания школьника учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместнооразделенной в младшем школьном и младшем подростковом возрасте [1].
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых человеком одновременно в ограниченном отрезке времени. Для изучения объема внимания использовался метод, основанный на тахистоскопическом предъявлении точек. Поскольку избирательность внимания в приведенной методике изучается на примере зрительных восприятий, то в этой методике задачей испытуемого является выделение объекта из фона.
При определении устойчивости непроизвольного внимания в условиях длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин) можно использовать стимульный материал корректурных таблиц Бурдона. В процессе выполнения задания дети по сигналу отмечают объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служила динамика эффективности деятельности испытуемых на протяжении всего времени исследования. В качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступали как дополнительный показатель.
Так же для изучения концентрации внимания возможно использование тех же корректурных таблиц, в которых требовалось в течение 10 минут отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступало минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий. Диагностика внимания у младших школьников сводилась к рассмотрению каждого свойства своим методом.
Методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной представляет собой игру, в которой можно выявить умение ребенка действовать по правилу. Действие по правилу невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.
Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Во время игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», использовать названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.
Для проведения методики можно взять только первую часть правила игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».
Инструкция для детей: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Учащийся повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, взрослый начинает задавать ему вопросы, на которые хочется ответить «да» и «нет».
Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо быть сосредоточенным, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и придерживаться определенной тактике при ответах. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, чтобы не ответить словами «да» и «нет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного уровня развития произвольной регуляции деятельности.
Обработка результатов осуществляется путем подсчета ошибок, когда ребенок все же употребил слова «да» и «нет» и нарушил правило. Слова «ага», «неа» и тому подобные за ошибки не считаются.
Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Возможен вариант правильного поведения, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Высокий уровень произвольного внимания, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
Внимание первоклассников еще не меняется, остается на уровне, характерном для дошкольников: маленький объем внимания, низкий уровень распределения внимания. Первоклассники не в состоянии выполнять одновременно два действия: рассматривать картину и слушать рассказ учителя. Внимание носит ситуативный, кратковременный характер. Выполняя задание, дети тут же забывают, в результате каких действий получился правильный ответ. Низкий уровень сосредоточенности внимания и саморегуляции еще соответствует возрасту дошкольника.
Таким образом, можно сделать вывод: в классах нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой. Методика р...
Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников
Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников...
Лист фиксации результатов наблюдений (сформированность социальных компетенций младшего школьника)
Лист наблюдений (личностные результаты)...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "...
Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников
Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников...