Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников
материал

Портнягина Лариса Алексеевна

Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал

для проведения мониторинга сформированности УУД

у младших школьников

I. Диагностика личностных универсальных учебных действий

1. Методика «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Рисунок к методике «Лесенка»

Инструкция:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите  из следующего:

Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4  средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

2. Методика Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

3. Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-эстетического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст:  7-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и

соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка.

Для мальчиков персонаж – мальчик, для девочек – девочка.

Текст рассказа:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она

попросила его (ее) помыть посуде после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей

(Лена) поела и (сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с

работы папа и мама. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею

(Лене) стало грустно, и он( она) ушел (ушла) в свою комнату.

Вопросы:

1.Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

1.Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ

на вопрос 1).

2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответ на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и

вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос 1.

4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).

Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К вопросу 1:

1.Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.

2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еще не выделяет

морального содержания рассказа – грустно, потому что мама вздохнула.

3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери – ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы матери.

4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи – грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К вопросу 2:

1.Установка на просоциальное поведение отсутствует – нет ответа, неадекватная оценка поведения.

2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение – и верно, и неверно.

3. Принятие установки на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К вопросу 3:

1.Уакзание на власть и авторитет – мама (папа) накажет.

2. Инструментальный обмен – не дадут мультики смотреть.

3. Межличностная конформность – не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.

4. Называет нормы как правило – надо помогать.

К вопросу 4:

1.Нет выделения морального содержания ситуации – нет ответа.

2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы – поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий – поиграл, попрыгал.

3. Ориентация на норму взаимопомощи как основании поступка – помыл бы посуду, помог бы

Маме помыть посуду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай мальчик и девочка).

4. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-эстетического оценивания,

Учет мотивов и намерений героев.

Возраст: : 6,5-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем.

Текст рассказа:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул.

Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопросы:

1.Кто из детей больше виноват?

2. Кто заслуживает наказания? Почему?

Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2).

Уровни оценивания:

К вопросу 1:

1.Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка – ответа нет, оба виноваты.

2. Ориентация на объективные следствия поступка – виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.

3. Ориентация на мотивы поступка – Сережа хотел помочь маме, а Петя – съесть варенье, виноват больше Петя.

К вопросу 2:

1.Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка – следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.

2. Ориентация на объективные последствия поступка – следует наказать Сережу:  Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек.

  1. Ориентация на мотивы поступка – Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.

II. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

1. Методика  «Тест простых поручений».

Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.

Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».

 2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».

 3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.

 4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

 5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

 6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

 7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.

 8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».

Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.

При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

7-8 баллов – высокий уровень; 

4-6 баллов – средний уровень; 

0–3 балла – низкий уровень.

Рисунок к методике «Тест простых поручений»

2. Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и  красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание  ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):

Ориентировочная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

1 – отсутствует ориентация на образец;

2- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения;

3 -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.

Характер  ориентировки:

1 –развернутая с опорой на предмет;

2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута;

3 – свернутая ориентировка;

1- хаотическая, 2 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку; 3 – организованная;

размер шага ориентировки:  1 - мелкий – 2 - пооперационный – 3 - блоками;

предвосхищение:

промежуточного результата: 1 – предвосхищения нет, 2 – в отдельных операциях, 3 – предвосхищение есть;

конечного результата: 1–нет, 2–возникает к концу действия, 3 - есть;

характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):

1 – сотрудничества нет, 2 – со-регуляция со взрослым, 3 – самостоятельная ориентировка и планирование. 

Исполнительная часть:

степень произвольности:  1- хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, 2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 - произвольное выполнение действие в соответствие с планом.

Контрольная часть:

степень произвольности контроля: 1 – хаотичный, 2 – эпизодический, 3  - в соответствии с планом контроля;

наличие средств контроля и характер их использования: 1 – средств контроля нет, 2 – средства  есть, но не эффективны, 3 –средства есть, применяются адекватно;

характер контроля: 1 – нет, 2 – развернутый, 3 – свернутый;   1- отсутствует, 2 – констатирующий, 3 – предвосхищающий. 

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями:  1 – нет планирования,  2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется:

контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2-  оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

отношение к успеху и неудаче: 1 – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 2- адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная на успех и неудачу.

Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия.

3. Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

Цель: выявление умения находить различия в объектах.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная работа с ребенком.

Предъявляются две сходные  картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.

Критерии оценивания:

Подсчитывается  общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.

        Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:

- ознакомление с общей структурой анализа объекта;

-  определение направления движения по объекту;

- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;

- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.

Уровни сформированности контроля (внимания):

1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.

4. Методика «Бусы».

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. 
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля. 
Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. 
Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. 



Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус. 

Инструкция к I части. «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка (рис. 12). На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза.) Начинайте рисовать». 

Инструкция ко II части (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.) 

1. уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий задания: высокий уровень концентрации внимания, удержания в памяти всех условий задания, высокая степень контроля деятельности. 

2. уровень — при выполнении задания учтены 3—4 условия, недостаточно развиты концентрация внимания и память, контроль деятельности снижен из-за невозможности удержания в памяти всех необходимых условий. 

3. уровень - при выполнении задания учтено 2 условия, слабо развиты внимание и памяти. 

4. уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия, низкий уровень развития познавательных способностей, низкий уровень контроля при невозможности более продуктивной деятельности.

5. Рисование бабочки

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Форма: фронтальная работа

Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить и оценить выполненную работу.

Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:

Функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной  и оцениваемой части действия.

Исполнительная часть:

наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

0 уровень – не закончил выполнение задания;

1 уровень – отсутствует ориентация на образец;

2 уровень – соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;

3 уровень – соотнесение носит организованный характер,  линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.

Контрольная часть:

1 уровень – средств контроля нет;

2 уровень –  средства  есть, но не эффективны;

3 уровень – средства есть, применяются адекватно.

Оцениваемая  часть:

0 уровень – самооценка отсутствует;

1 уровень –  оценка не соответствует выполненной работе;

2 уровень – оценка частично не соответствует выполненной работе;

3 уровень – адекватная оценка результата

6. Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Пример:


7. Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые УУДзнаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 -7 лет).

Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Ситуация оцениванияребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

1. количество допущенных при кодировании ошибок;

2. число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована (низкий уровень).

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно (средний уровень).

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно (высокий уровень).

III. Диагностика познавательных универсальных учебных действий

1. Методика  Исследование словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

1-й субтест

Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция:

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и  детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

18 - 20 баллов – высокий уровень; 

10 – 17 баллов – средний уровень; 

0 –9 – низкий уровень. 

Ключ к методике

Стимульный материал:

1-й субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

  1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

2. Методика «Выделение существенных признаков» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня  развития  операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия. 

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания:

высокий уровень – 6-7  (правильных ответов).

средний уровень - 3-5 .

низкий уровень -  1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

  1. Растение, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стены.
  5. Глаза, печать.
  6. Бумага, редактор.
  7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

3. Методика «Логические закономерности»

Цель: выявление уровня  развития  логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия .

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники.

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7…
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21…
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32…
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13…
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6…
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14…
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5…
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36…
  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10…
  10. 3, 6, 8, 16, 18, 36…

Оценка результатов производится с помощью таблицы

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Обработка результатов

Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21.
  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32.
  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13.
  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6.
  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14.
  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0,5.
  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36.
  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10.

10. 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6

4. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1 – 2 класс

Тест “Найди несколько различий?”

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика рассчитана на детей 5-6 лет.
1. Перед показом картинки ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками.



Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.

2. Ребенку на 20-30 секунд показывают рисунок А , говоря : "Запомни все изображенные на картинке предметы и их расположение". Далее Рисунок А убирают , и предлагают посмотреть на рисунка Б и сказать что изменилось на этой картинке по сравнению с предыдущей. 

Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.


Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий 
4-7 баллов - средний 
2-3 балла - низкий 
0-1 балл - очень низкий.

5. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет)

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная беседа с ребенком.

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

  1. Скажи, сколько слов в предложении ?
  2. Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

Ориентация на речевую действительность

Уровни развития  знаково-символических действий:

1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

2. Неустойчивая ориентация на речевую дейстивтельность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов.

3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символическоого и предметоного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

IV. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

1. Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция: 

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

2. Методика «Карта наблюдений».

Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Оценка сформированности коммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

1

2

3

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

Дисциплинированный

6.Частые конфликты  

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

Усидчивый

3. «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: 6,5 – 8лет

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

Рис. 7

Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.

4. Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1.   «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2.   «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.  [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи  левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.  

3.   «На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

5. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1.   «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2.   «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3.   «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
  • координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников

Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой. Методика р...

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников...

Диагностики для проведения мониторинга сформированности УУД

Диагностики для проведения мониторинга 3 класс....

Проведение мониторинга сформированности УУД обучающихся начальных классов

Доклад на тему: "Проведение мониторинга сформированности УУД обучающихся начальных классов" с наглядным пособием в формате призентации...

Сформированность внимания у младших школьников

В школах на данный момент реализуется смешанная модель образования, в которой используются традиционный подход обучения и деятельностный. Использование инновационных технологий обучения в учебно-воспи...