Развитие креативных способностей у учеников начальной школы
статья на тему

Белоус Галина Леонидовна

Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНАЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   СРЕДНЯЯ   ШКОЛА  № 5

628624, Российская Федерация, Тюменская область,                                    Телефон: 46-25-54

Ханты-Мансийский автономный округ,                                                    Тел/факс:( 3466) 43-64-80

г. Нижневартовск, ул. Чапаева, 15/А                                                              Электронная почта: schoo15@intramail.ru

Развитие креативных способностей у учеников начальной школы

Белоус Галина Леонидовна –

 учитель начальных классов

Нижневартовск, 2010

Введение

Слайд№1  сразу Слайд№2

В настоящее   время   проблема  одаренности  становится   все   более актуальной. Неопределенность современной окружающей  среды  требует  не  только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения,  способности нестандартного поведения.

        Слайд№3   Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Слайд№4 Одаренных детей, как правило, отличают высокая любознательность, исследовательская активность; большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями; умение ставить вопросы. Такие дети с удовольствием читают словари, энциклопедии; продумывают слова, выражающие их собственные понятия и воображаемые события; предпочитают игры, требующие умственных способностей. Они отличаются упорством в достижении любого результата, берутся за слишком сложные задачи.

         Слайд№5 Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, игровые).

            Методы и формы работы разделяются на  урочные и внеурочные.

            Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. В рамках урока основной задачей педагога является создание условий для формирования и развития познавательной активности одаренных детей. Для этого используют метод «детского эксперимента». Это когда ученики, сталкиваются с проблемной ситуацией; сами определяют, какой материал они не знают, что повторить для изучения новой темы; помогают составить алгоритм для решения учебной задачи; выполнять задания повышенной сложности и работать с дополнительной литературой.

Одной из технологий обучения одаренных детей является исследовательская деятельность учащихся.Слайд №6

                Учебники А.В. Поляковой "Русский язык" (1-4) содействуют  развитию мышления учащихся, обогащению речи,  пробуждают в них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывают интерес к знаниям, развивают языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления. В решении этих задач практическое значение имеет работа над словом: наблюдение над его значением, правописанием, произношением, происхождением, составом, использованием в речи и т.д.  Учитывая, что главная цель исследовательского обучения Слайд №7 – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, мы решили попробовать провести исследовательскую работу над словом. Чтобы узнать все об этом слове и не делать ошибок в его написании, мы и решили, что темой нашего исследования будет слово. Дальше составили план исследования и приступили к практической части. Выяснили, что исследуя слово, нужно получить как можно больше новых сведений о нём.Слайд №8. Мы собрали всю   информацию об этом слове («Энциклопедию одного слова»), обобщили,  обработали  ее и подготовили сообщение, обсудив его, ответили на вопросы и красиво оформили свою творческую исследовательскую работу.

Слайд №9 Над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная   коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка.

                  При коллективном исследовании  слова с непроверяемой безударной гласной  организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.

            Исследовательскую работу я провожу и на уроках окружающего мира.Слайд№10

         Небо, космос всегда манят людей. И вот, когда мы стали на уроках окружающего мира изучать раздел «Космос и Земля», ребята заинтересовались этой темой, захотели узнать больше информации, чем есть в учебнике. Учащиеся разделились на 4 группы. Каждая группа выбрала себе работу над двумя планетами.

       Слайд№11  И начался поисковый этап. Дети искали информацию в различных источниках: библиотеке (справочная литература, Энциклопедии), Интернете. Оформляли свои работы в виде рефератов, подбирали вопросы для викторины.

       Потом в одной группе дети вылепили из пластилина Землю и Меркурий, чтобы показать соотношение их размеров, сами так придумали. Всем очень понравилась работа и решили на уроке технологии создать макет Солнечной системы. В группах решали, из чего изготовить Солнце и планеты. Предлагалось сделать из мячиков, из глины. Остановились на общедоступном пластилине. Слайд№12. Конечно, соблюсти полностью пропорции не получилось, но старались по возможности и размер передать, и цвет планет, как их обычно изображают. А для того, чтобы правильно собрать модель, нужно обладать определенными знаниями и в астрономии и в технологии.

Второй урок, который я хотела бы предложить Вашему вниманию, это урок по теме «Внутренние силы Земли».Слайд№13

Когда мы начали изучать раздел «Взаимодействие сил природы», дети заинтересовались этой темой, захотели побольше узнать о вулканах, землетрясениях. Конкретно детей интересовали вулканы, находящиеся на территории нашей страны, на Камчатке. Ученики выбрали работу над темами «Вулканы Камчатки», «Тихоокеанское огненное кольцо», «Крупнейшие землетрясения в истории», «Землетрясения и цунами».

Слайд№14 В одной группе был мальчик Зайцев Никита, который отдыхал на Канарских островах, видел вулкан, привез вулканическую породу, пепел. Он изготовил демонстрационный материал «Вулкан», который имитирует извержение вулкана.

Слайд№15 В группах составили кроссворды.

Урок литературы. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Слайд№16 На уроке литературы во время работы над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дети заинтересовались: Существует ли в природе золотая рыбка. Стали искать информацию в Энциклопедии, справочной литературе, в Интернете. Нашли ещё много интересного. «Золотой рыбкой» называли пловчиху Яну Клочкову, участницу Олимпийских Игр: 2000, 2004, 20008г., выигравшую 5 олимпийских медалей.

В России проводится единственный в мире кинофестиваль, где демонстрируются не только работы профессионалов, но и мультфильмы, созданные самими детьми. Своё мнение об этих лентах даёт детское жюри. Слайд№17 Дети решили изготовить золотую рыбку, как они её представляют. Одни нарисовали, другие сделали поделку из бумаги, Зайцев Никита слепил из глины. А Якубова Аня нарисовала картину в технике батик.

На уроках математики тоже стараемся проводить исследования.

Слайд№18 Таинственное число 3.

       Наука о числах – древнейшая наука. У древних народов числам приписывались  особые свойства, в них они  видели проявление действия потусторонних сил. Поэтому число 3 – таинственное, загадочное. Чем же оно замечательно? Мы решили это выяснить. Слайд№19 Изучили  литературный материал, рассказывающий о числе 3, сделали подборку пословиц, крылатых выражений, скороговорок, считалок, игр, стихов,   литературных произведений. В ходе работы попробовали  составить интересные задания, содержащие число 3.

      Мы считаем, что собранный нами материал, будет способствовать нашему развитию.

            Исследовательскую работу я провожу и во внеурочное время.

Слайд№20 При подготовке социального проекта «Берегите хлеб!» в классе проводилась большая исследовательская работа.

Пожалуй, ни один другой продукт не пользуется у нас таким глубоким уважением, как хлеб. Это уважение воспитывалось у нашего народа веками. Оно не только дань неповторимому вкусу и аромату хлеба, но прежде всего преклонение перед трудом, который в него вложен. Отношение человека к хлебу — важный показатель его культуры.

Слайд№21 Ребятам стало интересно, почему же хлеб считается богатством и почему, не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим такое небрежное отношение к хлебу – брошенный кусок хлеба в грязь, раскрошенный по всему столу хлеб в школьной столовой, выброшенные в мусор буханки хлеба.

Ученики предположили, что такое небрежное отношение к хлебу многих связано с тем, что люди не знают, как использовать зачерствевший батон или булку.

Опросив детей, родителей, мы выяснили, что главным продуктом на столе является хлеб, многие кушают хлеб каждый день.

Слайд№22 На вопрос о том, всегда ли ребята съедают тот хлеб, который берут, больше половины признались в том, что они  оставляют хлеб. И на вопрос о бережном отношении к хлебу только 42% заявили, что они вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные в лучшем случае скармливают его животным, а в худшем – выбрасывают его.

Щелчок Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашей школы в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 7кг хлеба в сутки и 2555кг в год.  

Слайд№23  Для проведения классного часа учащимися была найдена информация о том, как выращивают хлеб. Дети подобрали пословицы о хлебе, оформив их в альбом. Чтобы узнать, как выпекают хлеб и булочки специалисты, мы отправились в кондитерский цех нашей школьной столовой на экскурсию.

Дети подготовили буклеты «История хлеба. Хлеб – это жизнь», составили рекомендации «Правила обращения с хлебом».

Слайд№24 Если всё же хлеб зачерствел, не выбрасывайте его, а удивите всех новыми блюдами. Ребята подготовили альбом «Блюда из черствого хлеба». Рецепты спрашивали у мам, бабушек, соседей, знакомых, искали в кулинарных книгах, в Интернете. Слайд№25 На внеклассном мероприятии научились готовить салаты с сухариками. Они получились особенно вкусными, наверно потому, что дети готовили сами, своими руками.

Вывод:

Слайд№26 Проводимая мною работа уже даёт свои результаты. В классе уже наметились дети, которые проявляют свои креативные способности. Один из них – Зайцев Никита.

Внедрение исследовательских форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Исследовательские методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.                          

Таким образом, мне удалось:

  • повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их                          познавательной мотивированности;
  • способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретению детьми опыта творческой деятельности.

  Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Слайд№27 Обращение к учителям

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чём они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твёрдо верю в это. Вера двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребёнку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый – независимо от семейных условий- сын или дочь Короля!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!

У Вас всё получится!

Слайд№28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий у...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...

Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.

Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.

Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий ур...