Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.
рабочая программа по чтению (2 класс)

Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.

Творчество- это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках : труда, изобразительного искусства, математики, природоведения. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. К. Д. Ушинский писал: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, … вся история духовной жизни народа. …Язык есть самая живая, cамая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое." Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов.

Язык  это средство литературного творчества - поэзии, прозы. Языковой анализ текста - это всегда исследование, всегда творчество.

С целью развития творческих способностей учащихся я использую в своей работе элементы программы литературного образования " Азбука словесного искусства " . Авторы программы Л. Е. Стрельцова и Н. Д. Тамарченко.( Cм. Прил. 1,2,3. ) Цель программы можно сформулировать так: " С уважением и вниманием относясь к дошкольному опыту ученика, опираясь на него, развивать в ребенке взрослую составляющую его личности как читателя - человека любящего и знающего литературу, эмоционального, интеллектуального, духовного." ( О. А. Баранник.)

Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику " Мастерская слова". И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия , которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.

Работу по литературному образованию в течении первых 23 недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма и слухового внимания. Пользуясь толковым словарем, выясняем с ребятами, что такое рифма. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма - это рифма с ударением на последнем слоге, женская - с ударением на предпоследнем слоге стиха. Рифмовать - значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в " Азбуке". Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по- разному :

1)------------- 2) ------------- 3) ------------- 4) -------------

    -------------      ооооооооо     -------------    ооооооооо

     ооооооооо      -------------       ооооооооо    ------------

    ооооооооо     ооооооооо    -------------         -------------

                                                                                ооооооооо

Прочитав в журнале " Начальная школа " статью Э.Д. Пфляумер о работе по стихосложению, я стала проводить аналогичную работу со своими учениками.

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :

1.Дополни слоги до слов.

са -

ка -

да -

ма -

( Саша, каша, Даша, Маша )

чай -

май -

( чайка, майка )

? - чик

? - чик

( мальчик, зайчик )

? - лень

? - лень

( тюлень, олень )

2.Придумай рифму к слову :

Доска ( тоска, треска )

3.Чистоговорки :

Са - са - са - прилетела к нам оса.

Ец - ец - ец - Вова молодец.

4.Игра " Доскажи словечко ".

Как зовут меня , скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок,

Синеглазый … ( василек ).

5.Отгадай ребус и составь стишок.

- ечка

- ечка

- ечка

- ечка

( Печка, свечка, речка, овечка.)

В доме затоплена печка,

Мигает зажженная свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

6.Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Круглое, гладкое,

Красное, сладкое. ( Яблоко ).

7.Придумай стишок по его началу или концу.

Как у наших у ворот,

Бабка курочек зовет.

Петуха - то не позвали

И все зернышки склевали.

Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !

Как нам жалко петуха !

Петрова Милана

Долго думал я , гадал.

Петуха нарисовал.

Но петух не получился

И весь класс развеселился.

Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !

Как нам жалко петуха !

Кузьмин Саша .

Скоро утро и заря

Петуху вставать пора.

Ха-ха-ха! ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха.

Першуткин Дмитрий.

Загадки, пословицы, поговорки - древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии. красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Данные жанры устного народного творчества как ценнейший языковой материал я широко использую в обучении и воспитании учащихся. Они как игра, развлечение. Но в то же время через них дети по- другому видят окружающий их мир. Уроки мною строятся так. Чтобы захватить не только ум, но и развивать и чувства детей. На уроках всегда создается атмосфера творческого поиска .

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Тому тяжело , кто помнит зло.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Летом бежит, а зимою стоит. ( Река.)
  • Без рук, а строить умеет. ( Птица. )
  • Не огонь, а жжется. ( Крапива.)

Дети очень любят не только разгадывать загадки, но и сочинять их.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал скорлупки вниз ? ( Белка ).

Л.Е.Стрельцова стихи, вошедшие в учебник " Мастерская слова " называет словесными " игрушками ". Дети очень любят эти стишки. Они искренне верят в то, что если позвать дождик, то он обязательно придет:

Уж дождь- дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом.

 

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером.( Ночь).

 

Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала.( Туча.)

Детские стишки ненавязчиво и деликатно предостерегают: " На крапиву не садись, если сядешь - берегись". ( Потешки, шутки, прибаутки.) Маленькие стихотворения помогают ребенку обрести утраченное душевное равновесие: снимают агрессию (дразнилки)., защищают от страхов (страшилки), устанавливают справедливость (считалки). Дети с удовольствием слушают эти стишки, быстро их запоминают, а потом начинают сочинять собственные игровые стишки.

СЧИТАЛКИ.

Раз, два.

Пришла весна.

Ожила земля.

Собирайся детвора,

А тебе водить пора.

Кузьмин Саша.

Раз, два.

У нас вкусная еда.

Медок, сахарок.

Поди вон в уголок

Першуткин Дима.

Раз, два, три.

Ты поди -ка собери

Лук, картошку, огурец.

Будешь ты молодец.

Петров Антон.

Раз, два, три.

Ты пойди-ка поводи.

Ты пойди-ка поищи.

Всех ребяток ты найди.

Кузнецов Денис.

Раз, два, три.

Мама, мама помоги

Всех ребят пересчитать,

Чтобы нам игру начать.

Махнёв Семён.

Раз, два, три.

Катались на санках мы.

Санки развалились,

Мы с горки покатились.

Квасов Андрей

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли мышки погулять.

А потом пришел Андрей.

Посмотрел - там воробей.

Петрова Милана.

Раз, два , три, четыре.

Мы по лесу все ходили.

Мы ходили, мы ходили

И грибы мы находили.

Егор- мухомор, Кешка - сыроежку,

Катюшка - волнушку,

Аленка - масленка.

Глунцова Настя

Раз, два, три , четыре, пять.

Дождик сильный льет опять.

Кто под ливень попадет,

Тот и вон пойдет.

Лукоянов Тимофей

Раз, два, три , четыре, пять.

Вышло солнышко опять.

Птички зачирикали.

По земле запрыгали.

Ермолаева Маша.

Раз, два, три, четыре, пять.

Сели мы порисовать.

Желтым- солнце, синим - небо.

Рисовали до обеда.

Кто быстрее нарисует,

Тот и водой у нас будет.

Дмитриева Алена.

Раз, два, три, четыре.

Мы ворону научили

И играть, и плясать,

Даже перышки считать.

Будешь ты мячи ловить.

Все равно тебе водить.

Семенова Настя

МОЛЧАНКИ.

Пришел к нам в гости старичок.

Он принес мне сундучок.

В сундучке сидел сверчок.

Но об этом все молчок.

Петров Антон.

Мы пришли смотреть кино.

Интересное оно.

Все ребята не шумим.

Дружно смотрим и молчим.

Кузнецов Денис

Шла собака по лугу.

Потеряла кошелек.

Кто найдет, все молчок.

Егоров Матвей

Слоны, носороги

Шумели немного.

Топали ногами,

Били хвостами.

Пока не вылез сверчок

И сказал : "Молчок ".

Тугова Настя.

Пчелка весело летала

По лугам и полям.

Потом села на цветок

И сказала всем: "Молчок".

Басов Саша

Выплывает из-за тучи

Месяц белый и могучий.

Кто до месяца дойдет,

Тот на месте замрет.

Квасов Андрей.

Собака бежала, сумку потеряла.

Сумку истоптали, ручку оторвали.

Собака зарычала, и все замолчали.

Глунцова Настя

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Поиграем мы вокруг.

Мячик упал, игрок проиграл.

В рот набрали мы воды.

Он сказал нам всем: "Замри!"

Большова Таня.

Мы играли, мы скакали.

На уроки опоздали.

Позабыли обо всем.

В школу понеслись бегом.

Мы набрали в рот воды

И сказали всем : " Замри!"

Немцев Дима

Кони, кони, кони, кони.

Мы сидели на балконе.

Чай пили, ложки били,

По- турецки говорили.

А потом все встали.

Дружно замолчали.

Егоров Матвей

СТРАШИЛКИ.

Зайчик, зайчик, ты куда?

Ждет тебя в лесу беда.

Там лиса тебя найдет

И с собою уведет.

Тугова Настя.

Петушок, петушок!

Не ходи ты в лесок.

Лучше сядь на насест ,

А то волк тебя съест.

Большоваа Таня.

Кузька, Кузька, не шуми.

Малых деток не буди.

А то волк к тебе придет

И с собою заберет.

Глунцова Настя

Вася, Вася, дружок.

Не ходи ты в лесок.

Там лисица живет.

Малых деток крадет.

Смолина Аня.

Коля, Коленька, дружок.

Скушай , Коля, пирожок.

А то волки придут

И тебя с собой возьмут.

Петров Антон

Вот страшная стрекоза

Полетела во леса.

Ты в лес не ходи.

Стрекозу ты обойди.

Басов Саша

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли все мы погулять.

Мы играли, не скучали.

А потом Все замолчали.

Петрова Милана

Дети очень любят рифмовать. Некоторые дети имеют тетради, в которые записывают свои стишки. Мы проводим творческие вечера, где ребята читают свои небольшие произведения. Вот некоторые из них.

ПРО СИНИЧКУ.

Летала синичка -

Веселая птичка.

Летала, летала

И очень устала.

На веточку села,

Хвостом повертела,

Песенку спела,

Опять полетела.

Немцев Дима

ОСЕНЬ.

Вот и осень к нам пришла.

Светит солнышко с утра.

И встаешь уже пораньше,

Урожай собрать пора.

Мы идем по полю в лес.

Полон лес цветных чудес.

Мы резвимся, и играем,

И грибочки собираем.

Осень, осень к нам пришла.

Улетают птицы.

И сегодня очень рано

Солнышко садится.

Синицына Таня

На поле травка всходит,

Ручей уж камушки считает.

А серый волк по лесу бродит

И о добыче он мечтает.

Я вышел вечером из дома

Полюбоваться на закат.

Вот та пора очарованья,

Которой я безумно рад.

Матвеев Денис

ШКОЛЬНАЯ МАМА.

Большими скоро станем мы.

Закончим третий класс.

Галина Николаевна,

Вы выучили нас.

И справившись с программою

Почти совсем на " 5 ",

Своею школьной мамою

Хотим мы Вас назвать.

Класс свой дружный не забудем.

И везде, в любом краю

Вспоминать всегда мы будем

Маму школьную свою.

Брагина Диана

ПРО МОЕГО ЛЮБИМЦА.

Кто спит под березой в глуши лесной?

Электронный любимец мой.

Хочу про него стихи написать

И много чего рассказать.

Мой динозавр добрый, как мышка.

Никого не обидит, читает книжки.

Он хороший, на редкость пригожий.

Не могу я учить урок,

Если ему что-то не впрок.

Захочет есть- накормлю,

Захочет пить - напою.

Болеет он иногда.

Но у нас хорошая семья.

Его вылечим мы - он в долгу не останется.

У него много будет на сердце радости.

Всегда я с ним играю.

Его не обижаю.

Угадываю полет мяча

И радуется он, крича.

Когда он меня зовет,

Лечу к нему, как самолет.

Намусорит он, а я уберу.

И гуляет он в чистом бору.

Заканчиваю я размышленье

О питомце своем - загляденье.

Плотников Егор

А эти стихи дети сочинили на уроке ОБЖ.

Чтоб беды не случилось у вас,

Выключайте, пожалуйста, газ.

А так же электричество и воду заодно.

Тогда у вас в квартире все будет хорошо.

Матвеева Светв

У вас на кухне есть плита.

Но лучше ты ее не трогай.

А то ,включив, о ней забудешь.

А пламя вспыхнет, не затушишь.

Савельева Марина .

Маленький мальчик решил поиграть.

Взял в руки спички и стал зажигать.

Если пожарные бы опоздали,

Мальчика больше бы мы не видали.

Зубкова Маша.

Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость.

Любимым делом ребят являются фольклорные праздники, где дети исполняют народные песни, водят хороводы , исполняют народные танцы. Инсценируют сказки, изображают в рисунках художественный образ, нравственный и поэтический смысл пословиц, поговорок. Любимые праздники детей: " Масленица ", " Святки ", " У ворот хоровод ". Живой интерес вызывает новогоднее колядование. Накануне Нового года ряженые ходили по квартирам одноклассников и колядовали. Их радушно встречали родители, старались угостить.

К колядующим с удовольствием присоединялись и взрослые и дети. Огромное внимание уделяется знакомству ребят с народными промыслами. Дети проявляют глубокий интерес. В классе работает мастерская " Умелые руки". Проводятся беседы, фольклорные праздники для лучшего знакомства ребят с народными промыслами. Все это обеспечивает глубокий интерес детей к произведениям устного народного творчества, осознанию специфики малых литературных форм, их художественного своеобразия и прелести, дает возможность познакомить детей с бытом , культурой наших далеких предков. Живой интерес и активное участие в подготовке праздников проявили родители учеников.

Проводимая мною работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А также воспитывает положительную мотивацию к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей у детей начальных классов

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

Развитие творческих способностей учащихся в начальных классах

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой ...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...