Формирование метапредметных результатов у обучающихся с ЗПР посредством комплексных диагностических работ.
статья
Знакомство с результатами применения КДР в образовательной деятельности с обучающимися с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivantsova_e_a_.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов у обучающихся с ЗПР
посредством комплексных диагностических работ.
Федерльный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предъявляет особые требования к метапредметным результатам освоения АООП НОО: «…метапредметные результаты оцениваются по степени владения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) и готовности к их переносу на другие учебные предметы для выполнения практических задач».
Алгоритм формирования УУД:
1.Формирование знаний разного уровня на содержании конкретных предметов.
2.Формирование ценностных отношений к формируемым знаниям на основе осознания возможностей их применения.
3.Формирование готовности к применению знаний на основе интериоризации действий по их применению на содержании конкретных предметов.
4.Универсализация и обобщение предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов для решения учебных и практических задач.
5.Повышение уровня универсализации учебных действий на основе расширения позитивного опыта их применения в учебной, проектной и практической деятельности.
УУД формируются постепенно, начиная с первого класса. Для этого педагогу необходимо разработать систему практико – ориентированных заданий, при выполнении которых обучающиеся овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Одним из ресурсов по формированию метапредметных результатов является использование комплексных диагностических работ. Специальных готовых пособий с диагностическими работами для обучающихся с задержкой психического развитии нет. Поэтому в работе использую готовые методические пособия различных издательств, но предварительно корректирую многоступенчатые инструкции для обучающихся и пересматриваю критерии оценивания.
В частности, издательство «Экзамен» выпустило пособие «Типовые задания: 10 вариантов заданий» под редакцией Ященко И.В. по математике, русскому языку, окружающему миру. В пособии предлагаются задания, выполняя их, обучающиеся приобретают навыки работы с текстом, формируется способность находить и применять информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом и цифровом).
Издательство «Бином. Лаборатория знаний» предлагает целую серию «Обучающих проверочных работ» для 1 – 4 классов, с разработанными критериями оценивания результатов комплексной работы и системой самооценивания для обучающихся, авторы: Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Хиленко Т.П. Это пособие построено по принципу кластерного подхода к мониторингу достижений: предусматривается поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), в основе задания лежит художественный текст, работая с которым обучающийся выполняет задания по русскому языку, математике, окружающему миру.
Издательство «Учитель» предлагает для работы серию пособий для 1- 4 классов: «Диагностика уровня сформированности УУД». В пособии предложены контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, они представлены в форме тестов с разноуровневыми заданиями. Проследить динамику сформированности метапредметных результатов помогут разработанные листы самооценки и саморефлексии для обучающихся, а также итоговые таблицы с критериями оценивания.
Можно использовать комплексную работу в полном объёме, можно брать отдельные задания, т.к. задания и вопросы из комплексных работ по формату соответствуют Всероссийским проверочным работам. Учебные ситуации и задания, используемые в комплексных работах, переводят знания обучающихся из пассивных в активные, способствуют интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, помогают лучше осознать изучаемый программный материал.
В целом, систематическое использование комплексных диагностических работ из предложенных пособий позволяет мне не только отслеживать процесс достижения каждым обучающимся метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.
Литература.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1598
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для проверки готовности учащихся к Комплексной диагностической работе(КДР) за курс 2 класса
Тестирование составлено по форме Краевых диагностических работ, учителем начальных классов Касапиди М.К....
Комплексная диагностическая работа для оценки достижения планируемых результатов во 2 классе
«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»...
Комплексная диагностическая работа для 2 класса
Составлена в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования соответствует ФГОС второго поколения...
анализ комплексной диагностической работы
Материал содержит рекомендации к анализу комплексной диагностической работы в 1-4 классах. Поможет педагогам построить шкалу уровней, заполнить таблицы УУД....
Комплексная диагностическая работа для 4 класса
Комплексная диагностическаая работа для 4 класса для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий....
Итоговая комплексная диагностическая работа 3 класс
Итоговая комплексная диагностическая работа. Данный мониторинг проводится в 3 классе пл программе "Школа России"...
Комплексная диагностическая работа .2 класс.
Комплексная диагностическая работа.2 класс....