Коммуникативная грамотность младших школьников
презентация к уроку
Способы и приёмы формирования коммуникативной грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативной грамотности младших школьников. | 148.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная грамотность – способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; – готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.; – потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности . МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные универсальные учебные действия делят на три группы коммуникация кооперация условие как взаимодействие интериоризации
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникация как взаимодействие происходит тогда, когда коммуникативные действия направлены на учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Если усилия партнеров по общению согласуются, чтобы достичь общей цели, можно говорить о коммуникации как кооперации . Когда коммуникативно-речевые действия служат средством передачи информации другим людям и рефлексии, речь идет о коммуникации как условии интериоризации .
Критерии сформированности и методики для диагностики коммуникативных УУД МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Уровни социально-коммуникативного развития дошкольника Сформированность УУД у первоклассников Сформированность УУД у четвероклассников Взаимодействие Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их Имеет первоначальные навыки работы в группе, понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; умеет искать информацию, критически относиться к ней, сопоставлять ее с информацией из других источников Кооперация Способен договариваться, учитывать интересы других. Обсуждает в совместной деятельности возникающие проблемы, правила Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. Умеет договариваться Может разрешить конфликт: выявляет, идентифицирует проблему; находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта; принимает решение и реализует его. Управляет поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия Интериоризация Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, которые касаются близких и далеких предметов, явлений. Поддерживает разговор на интересную для него тему Умеет задавать учебные вопросы. Строит простое речевое высказывание Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Умеет полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
Методики для диагностики коммуникативных УУД. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные универсальные учебные действия делят на три группы коммуникация кооперация условие как взаимодействие интериоризации Левая и правая стороны Рукавичка ( Г.Цукерман ), «Узор под диктовку» ( Ж.Пиаже ), Совместная сортировка ( Г.Цукерман ), Кто прав? ( Г.Цукерман ) (Г. Бурменская ) «Дорога к дому» ( А.Лидерс )
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные УУД Аргументировать, убеждать, обосновывать собственное мнение, планировать взаимное сотрудничество, учитывать разные мнения в сотрудничестве. Формы занятий Урок с элементами исследовательской деятельности. Приёмы Формулировать проблемную ситуацию, работать с ключевыми словами, выполнить исследовательское задание.
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные УУД Организовать совместную деятельность, слушать других, понимать относительность оценок, задавать вопросы. Формы занятий Проект. Приёмы Выдвинуть гипотезу, реализовать проект, чтобы получить продукт.
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные УУД Сотрудничать в группе, осуществлять взаимный контроль. Формы занятий Телекоммуникаци - онные проекты. Приёмы Решать поэтапно проблемы в сотрудничестве с дистанционными партнерами на основе телекоммуникации, чтобы достичь совместного результата.
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные УУД Обосновывать собственное мнение , использовать монологическую речь, формулировать вопросы. Формы занятий Научно-практические конференции и интернет- конференции. Приёмы Обобщить, сопоставить доказательства.
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Коммуникативные УУД Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , разрешать конфликты: выявлять и идентифицировать проблему, искать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения и их реализовывать; управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия. Формы занятий Урок-исследование с использованием лаборатории GlobalLab . Приёмы Перенести знания в новую ситуацию, исследовать объекты, установить причинно-следственные связи, обобщить.
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
Формы занятий и приёмы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги Работа в парах (задания) Прочитай в паре диалог Незнайки и Цветика . ( Дети читают диалог в паре, исключая слова автора.) Составь из чисел 34, 45, 18, 67 суммы, а твой сосед по парте - разности. Найдите их значения. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга . Расставьте с товарищем по парте предложения так, чтобы получился текст. Придумайте название для полученного текста . Работа в группах (задания) Соберите из иллюстраций к сказке «У страха глаза велики» диафильм и подготовьте коллективный пересказ сказки по ролям . Выполните фонетический разбор слов , распределяя поровну задание в группе . Составь из слов двух столбиков пары. Выполни задание в группе . планета Волга созвездие Полярная море Меркурий звезда Чёрное река Малая Медведица
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: опыт народной культуры; знание языков общения, используемой народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Процесс этот длительный и достаточно сложный. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка (2021-2022 уч.г.)
Статья по теме самообразования 2021-2022 уч.г....
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....
Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников
Подбор материала "Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников" поможет в организации курса внеурочной деятельности "Финансовая грамота"...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...