Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся как один из компонентов ФГ. Учитывая особенности детей, ФМГ нужно начинать в начальной школе т.к. дети в этом возрасте наиболее активны и любознательны.В данном материале представлены методы и приемы формирования математической грамотности в начаьной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fmg_v_nachalnoy_shkole.docx | 75.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление хочу с высказывания Иоганна Песталоцци
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образования выступает формирование математической грамотности обучающихся как один из компонентов ФГ. Учитывая особенности детей, ФМГ нужно начинать в начальной школе т.к. дети в этом возрасте наиболее активны и любознательны
- Что такое математическая грамотность?
МГ - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ, навык, которого формируется прежде всего в процессе выполнении определенных задании.
- Каким должно быть задание, которое учит математически рассуждать?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратить внимание на математические компетенции, которые заложены в заданиях по ФМГ.
Существует три уровня математических компетенций.
Сейчас я кратко расскажу об этих уровнях и приведу примеры заданий, которые я использую на своих уроках.
- Учебные задания, направленные на понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач. В этих заданиях требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления.
Данные задания помогают найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Например, в 3 классе, когда мы отрабатываем математические действия с многозначными числами, ребятам можно предложить выполнить расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии.
Или В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей.
Эту работу лучше организовать в паре. Каждая пара предложить свой набор продуктов и украшений.
Такие задачи ребята в жизни, наверняка не решали, т.к. этими вопросами занимаются родители, но они приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
2. Задания на развитие способности устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией.
Это задания на сравнение значений однородных величин, упорядочивание заданных значения величин; установление зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Например, дописать единицы измерений; смоделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
высота дома 16
рост школьника 1 360
- Упражнения на владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. Это задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики и построить модель решения.
В процессе решения задач данной группы полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.
Например, пользуясь диаграммой, выясни, на сколько солнечных дней меньше зимой, чем летом.
A) на 51 день | D) на 37 дней |
B) на 10 дней | E) на 1 день |
C) на 19 дней |
|
Или: Докажи с помощью примера следующие утверждения: Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны
Таким образом, задание по ФМГ часто рождается из проблемной ситуации, когда ученик сталкивается с чем-то новым, неизвестным, и решение такой задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
На данный момент банк заданий, которые можно использовать для формирования математической грамотности у младших школьников довольно скромен. Поэтому я активизировала работу по поиску таких заданий. В результате этой работы я нашла методические пособия, которые содержат практический материал.
- Сборник математических задач «Основы финансовой
грамотности». Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова.
Математические задачи составлены по принципу «от простого к сложному», предполагают решение математическими методами и соответствуют Федеральному государственномуобразовательному стандарту начального общего образования(1–4-е классы) по освоению учебного предмета «Математика». Задачи не привязаны к конкретной линейке учебников и могут быть использованы как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
- «Учимся решать комбинаторные задачи». Н.Б.Истомина.
В пособии даны разные виды задач, которые указывают на способы решения комбинаторных задач.
- «Учимся решать задачи». Н.Б.Истомина
В данном пособии представлены задания, в процессе выполнения которых ученики овладеют разными видами учебной деятельности, необходимыми для осознанного решения практических задач.
- Математическая грамотность 1 – 2 классы. Сборник заданий. О.А.Рыдзе
Работая с пособием, обучающийся может показать свою готовность справляться с заданиями на применение математики в непривычных для урока практических ситуациях (стартовая и итоговая работа), потренироваться в выполнении групп заданий с общим реальным сюжетом и неочевидными подходами к решению (тренировочные задания)
Кроме этого я создала электронную папку, в которую поместила найденные в интернете задания по ФМГ, а также задания собственного сочинения и интерпретированные задания.
Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать. Можно воспользоваться некоторыми цифровыми платформами. Например, на Учи. Ру. в предмете математика, раздел «Лаборатория» (Чтобы в него попасть, выберите математику на главной странице личного кабинета ребенка), в Яндекс.Учебнике, в разделе «Работа с информацией», цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности («Просвещение»)с 3 класса https://media.prosv.ru/fg/?utm_campaign=20220310_cs_fg&utm_medium=email&utm_source=Sendsay
Среди наиболее популярных цифровых образовательных площадок существует сервис «ЛогикЛайк», который представлен особой математической вселенной с авторскими героями, отвечающими за определенные области математической грамотности. Курс выстроен в форме путешествия, что позволяет поддерживать учебную мотивацию младших школьников.
В настоящее время широко используется технология активных методов обучения. В основе данной технологии заложены приемы, которые побуждают учащихся к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Хочу продемонстрировать один из приемов данной технологии, которым я пользовалась в 1 классе. Называется он «Секрет в ладошках». Прием достаточно простой и доступный и рассчитан на применение математической символики и терминологии.
На цветных ладошках размещены различные числа, задачи, примеры, вопросы, геометрический материал.
Дети получают числовые выражения на ладошках и выполняют задания учителя. Например, 3+2, 9-1, 8-2, 5+2, 6- 2
Как работает этот метод?
Учитель читает формулировки числовых выражений. Из девяти. Можно использовать любой способ чтения.
-У кого на ладошке данное выражение?
- Как ещё можно прочитать это выражение.
Данное задание направлено на развитие математической речи при работе с числовыми выражениями.
- Подумайте, в чем сходство всех числовых выражений?
(Все выражения содержат числа, математические знаки действий)
Данное упражнение способствует пониманию и применению математической символики и терминологии, учит строить математические суждения.
- Посовещайтесь друг с другом, выберите любое число из своих примеров и скажите, где оно встречается в вашей жизни, в окружающем мире?
- Составьте свои числовые выражения, используя те, что выражения на ладошках. Прочитайте их.
Данный прием способствуют усвоению учебного материала, использованию полученных навыков и знаний для решения жизненных задач, нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности, укрепляет положительное отношение к школе, мотивирует к процессу учения.
ФМГ можно не только на уроках математики, но и через использование межпредметных связей. Например, на уроке технологии ФМГ осуществляется при выполнении работ по измерению, при построении линий. На литературном чтении при вычислении возраста героев или автора, продолжительности их жизни, на окружающем при составлении графиков, диаграмм. Например, во время изучения темы «Солнечная система» можно предложить такую работу по таблице( табица в презентации).
В рамках работы по здоровьесбережению учеников использую физминутки, связанные с изучаемым материалом на уроках математики. Такая связка учебных и внеучебных действий позволяет расширить представление о применении математических знаний и интегрировать теоретические знания в практические действия.
Очень важным направлением в ФМГ является проектная деятельность На страницах учебников УМК «Школа России» есть много разных проектов. Для того, чтобы работа над проектом способствовала ФМГ можно внести небольшую корректировку и данная работа достигнет нужной цели. Например, при реализации проекта «В мире сказок» работа по сбору математической информации о героях будет ФМГ.
Важным моментом в формировании математической грамотности является внеурочная деятельность.
Хочу предложить вашему вниманию Учебно-методический комплекс ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 1-4 КЛАСС
Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина
В пособии дана рабочая программа курса, содержащая пояснительную записку, тематическое планирование с формируемыми на каждом занятии умениями, содержание программы, требования к результатам обучения выпускников начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.
Логика курса выстроена следующим образом. Каждое занятие содержит задания к одному из четырех блоков:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность»,
«Финансовая грамотность» и
«Естественно-научная грамотность».
Почему предлагаю вашему вниманию данную программу, ведь речь идет о функциональной грамотности, а не математической. Дело в том, что в данной программе очень хорошо построена работа по формированию МГ. Для каждого класса разработана рабочая программа с тренажером в виде рабочей тетради. В этом тренажере (страницы оранжевого цвета) размещены задания по формированию МГ. Помогая героям сказок, ребята решают непростые задачи, применяют математические законы и правила в жизни.
Имея небольшой опыт в работе по ФМГ, могу предложить вашему вниманию несколько практических, которые я использую в своей работе.
1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий
Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.
2. Играйте в математические игры
Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, мы работали с ребятами 4 класса по теме «Коммунальные платежи». Было предложено командам произвести оплату, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для Иркутской области тарифы. Для проведения данной игры была проведена предварительная работа: ребятам нужно было узнать, по каким ценам их родители «покупают» минуты разговора по телефону, кубометры воды.
Другая идея – прямо на уроке мы устроили групповой конкурс на лучший проект городской детской площадки, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумали сами.
3. Давайте жизненные задания
Например, отправляясь на экскурсию, мы рассчитывали количество бутербродов и отдельно количество колбасы и хлеба. Во время езды на общественном транспорте, считали, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.
4. Подключайте родителей
Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому я привлекала родителей. С их помощью ребята узнали о связи с математикой таких профессий: плотник, матрос, кондитер.
Свое выступление хочу закончить формулой ФМГ. Она выглядит так
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на пpактике»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...
Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты. Материалы по обучению....