Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка (2021-2022 уч.г.)
статья (4 класс)
Статья по теме самообразования 2021-2022 уч.г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка
Задачи:
- Определить уровень сформированности коммуникативной грамотности учащихся 4 б класса, обучающихся по программе «Школа России».
- Мотивировать учащихся класса к сотрудничеству при взаимодействии «ученик-ученик».
- Развивать коммуникативную грамотность посредством групповой и парной работы на уроке русского языка.
- Выявить наиболее успешные виды совместной деятельности и типы заданий для развития коммуникативной грамотности посредством групповой и парной работы на уроке русского языка.
Уровень сформированности коммуникативной грамотности определялся постепенно посредством учебного взаимодействия с ребятами на уроках. Для этого были использованы виды совместной деятельности и следующие типы заданий:
1. Взаимоконтроль и взаимоопрос.
Учащиеся могут:
– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
– задать друг другу вопросы по изученной теме;
– сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками.
2. Взаимная оценка.
Учащиеся могут:
– проанализировать работу своего товарища;
– оценить работу товарища по заданным критериям.
3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий.
Учащиеся могут:
– поочерёдно выполнять задание, комментируя свои действия;
– объяснить друг другу, как выполняется конкретное упражнение;
– объяснить друг другу способ действия, который используется при выполнении данного вида упражнений;
– оказать помощь своему товарищу;
– продиктовать друг другу заданный материал (буквы, слова, тексты и т.п.);
– совместно выполнить практическое задание;
– составить план работы.
4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий.
Учащиеся могут:
– обсудить и сформулировать новый способ действия;
– обсудить проблемный вопрос;
– обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и
выполнить его;
– обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.
5. Совместные игры, диалоги.
Учащиеся могут:
– играть в дидактическую, ролевую игру;
– участвовать в диалоге на заданную тему.
Обеспечение создания ситуации взаимодействия учащихся друг с другом важно не навязывать детям как единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе ранее изученного материала.
- Важно научить ребенка высказывать свои мысли. Во время ответа на вопрос, необходимо задавать ученику наводящие вопросы;
- следует включать в учебный процесс «нестандартные уроки», различные виды игр, групповые формы работ, дискуссии, диспуты;
- при организации групповой работы на уроке, важно напомнить учащимся о правилах поведения при групповом обсуждении;
- нужно приучить ребенка задавать вопросы, переспрашивать, уточнять;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
«КАК ФОРМИРОВАТЬ МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приемы формирования интереса к учению....
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...
Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...
Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности
С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.
Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...
Формирование правописной компетенции младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка
Научно-методическую работу на тему "Правописная компетенция младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка" могут использовать в своей работе уч...