Метод Шести думательных шляп Эдварда де Боно в обучении школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Метод Шести думательных шляп объединяет в себе сразу несколько образовательных шляп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубева С. В.

Метод Шести думательных шляп Эдварда де Боно в обучении школьников

Слайд 1. Притча о старом шляпнике. 

Слайд 2.

Родоначальником метода «Шести думательных шляп» является британский психолог ХХ века Эдвард де Боно.

Метод «Шести думательных шляп» объединяющих в себе сразу несколько образовательных технологий.

Почему шляпы?

Во-первых, шляпа является неким статусным атрибутом, которая обязывает общаться на определённом уровне.

Во-вторых, шляпа может сказать, концентрирует, собирает мысли человека.

В-третьих, она как бы указывает на говорящего, давая ему возможность быть услышанным.

Почему шесть?

Эдвард де Боно в своём методе определил количество и цвета шляп в зависимости от типов мышления человека.

Слайд 3.

БЕЛАЯ ШЛЯПА символизирует информацию, достоверные факты.

Группа «Белой шляпы» озвучивает информацию, определяет, достаточно ли её или нет, то, где её можно получить.

В начальной школе это будет способствовать достижению предметных результатов и познавательных УУД (универсальные учебные действия).

Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую шляпу?

Какая информация у нас есть?

Какая информация нам нужна?

Какой информацией нам не хватает?

Как получить недостающую информацию?

Какие вопросы мы должны задать?

Как мы собираемся получить новую информацию?

На какие вопросы мы должны получить ответы?

Слайд 4.

КРАСНАЯ ШЛЯПА символизирует чувства, эмоции.

Человек в красной шляпе высказывает по рассматриваемому вопросу свои чувства, догадки, не вдаваясь в объяснения, чем они вызваны. Через эмоции происходит осознание проблемы и чувство сопричастности к её решению, что будет благоприятным для формирования личностных планируемых результатов.

Вопросы какого характера возникнут под Красной шляпой.

Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Слайд 5.

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА символизирует критику.

Чёрная шляпа способна разрушить те догадки, гипотезы, которые высказывались человеком в жёлтой шляпе.

Способствует достижению предметных результатов.

Характерные вопросы для Чёрной шляпы.

Сработает ли это?

Насколько это безопасно?

Осуществима ли эта идея?

Стоит ли это делать?

Какие слабые мета?

Слайд 6.

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА символизирует позитивные стороны рассматриваемого вопроса.

Эта группа высказывает свои идеи, видя их выгодные стороны.

Какие вопросы задаст человек под Жёлтой шляпой?

Что в этом хорошего?

Кому это выгодно?

Зачем это делать?

Каковыми будут результаты?

Есть ли в этом выгодные стороны?

При каких условиях это будет выгодно?

Слайд 7.

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА символизирует креативность мышления.

Человек в зелёной шляпе будет выдвигать новые идеи, но при этом эти идеи должны быть рациональны, реальны, доступны и воплотимы в жизнь.

Способствует развитию у него творческого мышления.

Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зелёной шляпой?

Что можно предпринять в данном случае?

Слайд 8.

СИНЯЯ ШЛЯПА является не участником процесса обсуждения, а наблюдателем за процессом общения, организует процесс общения, делает вывод (учитель).

Какими будут вопросы у человека в Синей шляпе?

Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений?

Что можно делать дальше?

Чего мы хотим добиться?

Чего мы достигли на текущий момент?

Использование Шести думательных шляп резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях.

При работе в группе, шесть шляп мышления можно рассматривать, как разновидность метода мозгового штурма при разрешении споров и конфликтов.

В первом классе стоит начать с одной – Белой шляпы.

Можно, даже перед не читающим ребёнком положить несколько картинок, схем, свидетельствующих об одной проблеме. Он с лёгкостью сделает вывод. Может найти ещё картинки по данной теме. Со временем, можно ввести вторую шляпу – Красную. Ребёнок всегда эмоционален и может высказать свои чувства. Так постепенно, на усмотрение учителя, в зависимости от способности класса, вводятся остальные шляпы.

Слайд 9. Технология подготовки.

ПОСТАНОВКА            распределение           непосредственная                                                                  

ПРОЛЕМЫ                    по группам                дискуссия, диспут

         вывод, результаты          рефле´ксия

Распределение по группам:

1-2 классы – учитель делит

3 класс – могут меняться

4-7 классы – выбирают сами

8, 9-11 классы – учитель (непривычные условия)

Каждый участник надевает шляпу, которая соответствует типажу человека или не соответствует типажу человека.

Справка. Типаж людей, типаж человека – это определённый вид характера и черт поведения.

Пример фрагмента занятия – дискуссии с использованием

метода «Шести думательных шляп» в 3-ем классе

Для того, чтобы это методика заработала возьмём проблему, которая в действительности в данное время волнует человечество.

Слайд 10. Тема «Экологическая проблема – мусорные свалки».

Класс разделён на 4-е группы: Белая шляпа, Чёрная шляпа, Красная шляпа и Зелёная шляпа. В роли Синей шляпы выступает учитель.

- Обдумайте свою позицию. (Устанавливается время.)

Слайд 11.

Белая шляпа

Изучили вырезки газет, информацию из интернет-источников, статистику по вопросу загрязнения Ленинградской области мусорными отходами и несанкционированному устройству.

Слайд 12.

Красная шляпа

Высказывали расстройство о том, что приходится жить в таких условиях, дышать неприятным запахом, который отравляет организм человека и наблюдать дым от горящих неподалёку свалок.

Слайд 13.

Зелёная шляпа

Предложили следующие идеи:

1) Ужесточение штрафов или введение трудовой повинности за несанкционированные мусорные свалки.

2) Привлечение внимания общественности к данной проблеме через организацию акций и освещение данного вопроса в СМИ.

Слайд 14.

Чёрная шляпа

Высказали свои опасения по данному вопросу:

1) Невозможность переработать весь мусор из-за недостатка бюджетных средств.

2) Невозможность хранения мусора в пределах города.

Слайд 15.

Синяя шляпа

Подвёл итог дискуссии, высказав общее мнение о том, что свалки мусора действительно являются глобальной экологической проблемой, которую должен осознавать каждый отдельный человек и начинать её решение с самодисциплины (сортировка мусора, сдачи макулатуры, батареек в пункты утилизации и т. д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод «Шести думательных шляп» Эдварда де Боно в обучении школьников Голубева Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Слайд 2

ПРИТЧА

Слайд 3

Метод шести думательных шляп Эдвард де Боно

Слайд 4

Белая шляпа Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы? ИНФОРМАТОРЫ

Слайд 5

Красная шляпа Что я чувствую по поводу данной проблемы? ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ

Слайд 6

Чёрная шляпа КРИТИКИ Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

Слайд 7

Жёлтая шляпа ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Что в этом хорошего? Кому это выгодно? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Слайд 8

Зелёная шляпа ТВОРЧЕСТВО Что можно предпринять в данном случае?

Слайд 9

Синяя шляпа наблюдатель Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Распределение по группам Поиск информации (учащимися) Дискуссия, диспут Вывод, результаты Рефлексия

Слайд 11

Тема «Экологическая проблема – мусорные свалки»

Слайд 12

ИИ Изучили вырезки из газет, информацию из интернет-источников, статистику по вопросу загрязнения Ленинградской области мусорными отходами и несанкционированному устройству мусорных свалок.

Слайд 13

Высказывали расстройство о том, что приходится жить в таких условиях, дышать неприятным запахом, отравляющим организм человека и наблюдать дым от горящих неподалёку свалок .

Слайд 14

Предложили следующие идеи: 1. Ужесточение штрафов или введение трудовой повинности за несанкционированные мусорные свалки. 2. Привлечение внимания общественности к данной проблеме через организацию акций и освещение данного вопроса в СМИ. 3. Индивидуальная сортировка мусора в пределах своего города, микрорайона.

Слайд 15

Высказали свои опасения по данному вопросу: Невозможность перерабатывать весь мусор из-за недостатка бюджетных средств. 2. Невозможность хранения мусора в пределах города.

Слайд 16

Подвела итог дискуссии, вызвав общее мнение о том, что свалки мусора действительно являются глобальной экологической проблемой, которую должен осознавать каждый отдельный человек и начинать её решение с самодисциплины (сортировка мусора, сдачи макулатуры, батареек в пункты утилизации и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Презентация "Игра для проведения рефлексии "Шесть шляп мышления". Метод Эдварда де Боно"

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать инфор...

Статья "Использование Метода шести думательных шляп в образовательном процессе".

Данная статья призвана помочь педагогам начальной школы в использовании Метода шести думательных шляп в образовательном процессе....

Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов....

Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...