Статья "Использование Метода шести думательных шляп в образовательном процессе".
статья на тему

Данная статья призвана помочь педагогам начальной школы в использовании Метода шести думательных шляп в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dumatelnye_shlyapy.odt12.34 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Голубева,

учитель ГБОУ школы №407

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Использование метода Шести думательных шляп Э. Де Боно в обучении младших школьников в условиях ФГОС».

В настоящее время учитель начальной школы зачастую стоит перед выбором современной образовательной технологии при подготовке к уроку, так как каждая из них способствует достижению различных групп планируемых результатов.

Для формирования познавательных УУД чаще всего выбирают информационные технологии, регулятивных — проблемные, коммуникативных — диалоговые. В современной теории образования существует Метод шести думательных шляп, объединяющий в себе сразу несколько образовательных технологий, то есть является универсальным методом обучения. Родоначальником этого метода является британский психолог 20 века Эдвард де Боно.

Почему шляпы? Во-первых, шляпа является неким статусным атрибутом, которая обязывает общаться на определенном уровне. Во-вторых, шляпа, можно сказать, концентрирует, собирает мысли человека. В-третьих, она как-бы указывает на говорящего, давая ему возможность быть услышанным. В-четвертых, шляпа может работать как некий способ психологический защиты для интровертов, давая им возможность также без стеснения высказать свое мнение.

Почему шесть? Э. де Боно в своем методе определил количество и цвета шляп в зависимости от типов мышления человека.

Белая шляпа символизирует информацию, достоверные факты. У людей белый цвет ассоциируется с чистотой, правдой. Группа «белой шляпы» озвучивает информацию, определяет, достаточно ли ее, и, если нет, то где ее можно получить. В начальной школе это будет способствовать достижению предметных результатов и познавательных УУД.

Красная шляпа символизирует чувства и интуицию. У людей красный цвет чаще всего соотносится с эмоциями, опасениями. Кроме того, красный цвет является вызовом. Человек в красной шляпе высказывает по рассматриваемому вопросу свои чувства, догадки, не вдаваясь в объяснения, чем они вызваны. Через эмоции происходит осознание проблемы и чувство сопричастности к ее решению, что будет благоприятным для формирования личностных планируемых результатов.

Черная шляпа символизирует критику. Дети часто называют ее «ложкой дегтя в бочке с медом». «Черная шляпа» способна разрушить те догадки, гипотезы, которые высказывались человеком в желтой шляпе. В данном случае можно говорить об использовании технологий критического мышления, что способствует достижению предметных результатов и коммуникативных УУД.

Группа «желтой шляпы» - это позитивные стороны рассматриваемого вопроса. Желтый цвет — это цвет радости, теплоты, жизни. Таким образом, эта группа высказывает свои идеи, видя их выгодные стороны. Ребенок в этой группе будет оптимистично смотреть на какие-либо события в жизни.

«Зеленая шляпа» - это креативность мышления. Зеленый — цвет новой жизни, движения, творчества, роста. Человек в зеленой шляпе будет выдвигать новые идеи, модифицировать уже существующие для решения данного вопроса, но при этом эти идеи должны быть рациональны, реальны, доступны и воплотимы в жизнь. Участие ребенка в этой группе способствует развитию у него творческого мышления.

Группа «синей шляпы» является не участником процесса обсуждения, а наблюдателем  за процессом общения. Синий цвет зачастую ассоциируют с разумом, объективностью, спокойствием, завершенностью. «Синяя шляпа» является «наблюдательным пунктом» за общим мыслительным процессом и подведением его к «единому знаменателю». То есть она призвана обобщить идеи и точки зрения, высказанные другими участниками и сделать общий осознанный вывод. Участие в этой группе будет способствовать, прежде всего, достижению регулятивных УУД.

Эдвард де Боно задумывал этот метод для развития мыслительной деятельности взрослых, но с введением ФГОС стало актуальным его использование в школе начиная с первого класса. Особенно продуктивно этот метод может использоваться на уроках окружающего мира и литературного чтения. Естественно, вводить его стоит ступенчато.

В первом классе стоит начать с одной — белой шляпы. Можно даже перед нечитающим ребенком положить несколько картинок, схем, свидетельствующих об одной проблеме. Он с легкостью сделает вывод. Может найти еще картинки по данной теме. Со временем, можно ввести вторую шляпу — красную. Ребенок всегда эмоционален и может высказать свои чувства. Так, постепенно, на усмотрение учителя (в зависимости от особенностей класса) вводятся остальные шляпы. Но, по опыту работы, можно говорить о том, что роль синей шляпы должен выполнять учитель, организуя процесс общения младших школьников.

Пример фрагмента занятия — дискуссии с использованием Метода шести думательных шляп в 3 классе. Тема «Экологическая проблема — мусорные свалки».

Класс разделен на 4 группы: Белая шляпа, Черная шляпа, Красная шляпа и Зеленая шляпа. В роли Синей шляпы выступает учитель.

Таким образом, этот метод является доступным для обучения младших школьник и, объединяя различные образовательные технологии, способствует формированию различных планируемых результатов, что продиктовано ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Применение методов, приёмов и технологий воспитательно — образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.

Применение методов, приёмов и технологий воспитательно — образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС....

Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....

Использование ЭФУ и метода Смена рабочих зон в образовательном процессе. Математика 4 класс. Пирамида

Представлен материал к уроку математики 4 класс по теме Пирамида с использованием ЭФУ и метода Смены рабочих зон...

Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования

В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов....

Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...

Метод Шести думательных шляп Эдварда де Боно в обучении школьников

Метод Шести думательных шляп объединяет в себе сразу несколько образовательных шляп...