Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева
план-конспект урока (3 класс)

Пояснительная записка

            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

         Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.trutneva_osen.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект урока по чтению и развитию речи

на тему:
«Осень»  Е.Трутнева

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2015

Пояснительная записка

        Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

        Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения;  развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

Тема урока: «Осень»  Е.Трутнева

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для знакомства с произведением  Е.Трутневой  «Осень», совершенствовать навык чтения учащихся.

Задачи:

1. коррекционно - образовательные:

- познакомить со стихотворением  Е.Трутневой «Осень»;

-  расширить знания о характерных признаках осени;

- совершенствовать навык беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения;

- учить понимать слова-сравнения;

- учить выражать свое отношение к природе.

2. коррекционно-развивающие:

 - корректировать восприятие, образное мышление, устную речь, память, внимание.

3.кореекционно - воспитательные:

 - воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- формировать интерес к чтению;

 - прививать любовь к природе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Структура урока:

 

1.Организационный момент.

2.Введение в тему.

Основная часть

3. Знакомство с писателем и его творчеством.

4.Первичное ознакомление с текстом.

5. Словарная работа.

6. Вторичное чтение.

7. Работа с текстом.

8. Повторное чтение.

9. Итог урока

10.Рефлексия, оценки за урок

11. Домашняя работа 

Продолжительность урока: 40 минут

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева;

ноутбук, проектор; презентация

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

  1. Организационный момент

Цель:

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

- Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Ну-ка же проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,

Только лишь оценку пять!

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

Обучающиеся зрительно осматривают рабочее место, переключая внимание на педагога

 

Выполняют зарядку для языка

Регулятивные: волевая с

Саморегуляция

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

2. Введение в тему

Цель: спрогнозировать предстоящую деятельность

Упражнение на внимание

        На бланке напечатаны буквы,

обнаружить среди букв слова,  подчеркнуть их:

 ФПИТЗМЛИСТОПАДНИАКОТЕЛМАРТП

МЯЧВТУРОЖАЙММЫЛОЩЙЬМШЦЫС

ОПЕРЕЛЁТНЫЕСПРЖОКВИАИПШУБАЫ

ВАННМАМАОАИПСКЛЮКВА

-Ребята, какие слова нашли?

- Какому времени года подходят?

- Правильно.

- Сегодня мы начинаем читать и анализировать произведения по теме «Осень»

- Чем осень отличается от других времен года? Перечислите признаки осени.

 

 Находят

Отвечают

Перечисляют

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, обобщение

Коммуникативные: владение диалогической речью

3. Знакомство с автором и его творчеством.

Цель: расширить знания детей о писателях, поэтах

Работа по презентации

Евгения Трутнева  жила  в 20 веке.

За свою нелёгкую жизнь написала много стихов для взрослых, детей. Много писала о природе. И сегодня мы прочитаем и проанализируем одно из её стихов.

Слайд 2 - 6

Слушают

Познавательные: новая информация

4. Первичное ознакомление с текстом

Цель: 
познакомить на слух учащихся с текстом.

- Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать это произведение , а вы отмечать непонятные слова.

Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова.

Познавательные: смысловое прослушивание

5 . Словарная работа

Цель:

обогащение словаря

Горд - гордость; вдвое - в два раза

Ребята  читают выделенные слова

Коммуникативные: Познавательные:

развитие речи, расширение словаря

 Зрительная гимнастика

Цель: снять  зрительное напряжение

Дадим отдохнуть глазам, смотрим на экран и поморгаем Слайд 8

Выполняют

6. Вторичное чтение Самостоятельная работа

Ребята (1, 2 группа) читаете самостоятельно

Карина (3 группа) читаем по слогам вместе

Ребята, помним  о правильной осанке при чтении

Дети читают самостоятельно

Карина вместе с учителем

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

 Физминутка

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Дети выполняют упражнения.

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения.

7. Работа с текстом (анализ произведения)

Цель:

понимание текста на уровне содержания и смысла


Какое настроение вызвало у вас  это произведение?

-О каком времени года стих? Как догадались?

-Это платье золотое

 У березы на плечах.

-Что это за платье?

-А почему они золотые?

-А у березы есть плечи?

 -Чтобы стихотворение было красивым, автор сравнивает веточки березы с плечами, а золотое платье с яркими желтыми листьями.

-Как  понимаете  выражение «Листья сыплются дождем»?

-Как называется явление, когда падает много листьев?

-Что делают журавли? Прочитайте.

-Как вы поняли выражение «Пролетает наше лето»?  

-Лето уходит, улетает, точно так же, как птицы улетают от нас в теплые края

 Упражнение,  направленное на развитие  интеллекта

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

- Посмотрите на картинки и скажите, какой может быть осень.

- Если на улице идет дождь, то погода стоит какая?

Отвечают

Это листья

Пожелтели

Нет

Листья падают, как дождь

Листопад

Лето прошло и на смену пришла осень

Осень теплая, ранняя, холодная, хмурая, золотая, дождливая и т.д.

Дождливая

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

 8. Повторное чтение стихотворения

Читаем по очереди и следим

Карина читает со мной

Читают

9. Итог

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

Ребята, какие произведения мы начали изучать?

Какую картину бы вы нарисовали к произведению Е.Трутневой «Осень»?

Произведения про осень

Отвечают

Регулятивные:

контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

10. Рефлексия, оценки за работу

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята, весь урок старались работать,

Понравился ли вам урок?

Если понравился – похлопайте

 Попробуем оценить свою работу 

Хлопают, если понравился

Коммуникативные, личностные, познавательные

-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности

11. Домашнее задание

1, 2 группа выучить

Карина (3 группа) тоже постарается выучить, тренажёр по чтению

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение

Литература

1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....

Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему "Обобщающий урок. О труде и трудолюбии".

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий.На уроке используются индивидуальные и коллективные способы организ...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...