Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева
план-конспект урока (3 класс)
Пояснительная записка
Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.
Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.trutneva_osen.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры
Конспект урока по чтению и развитию речи
на тему:
«Осень» Е.Трутнева
Учитель начальных классов
Артеева Виктория Кимовна
Печора, 2015
Пояснительная записка
Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.
Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.
Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.
Тема урока: «Осень» Е.Трутнева
Тип урока: комбинированный.
Цель: создать условия для знакомства с произведением Е.Трутневой «Осень», совершенствовать навык чтения учащихся.
Задачи:
1. коррекционно - образовательные:
- познакомить со стихотворением Е.Трутневой «Осень»;
- расширить знания о характерных признаках осени;
- совершенствовать навык беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения;
- учить понимать слова-сравнения;
- учить выражать свое отношение к природе.
2. коррекционно-развивающие:
- корректировать восприятие, образное мышление, устную речь, память, внимание.
3.кореекционно - воспитательные:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- формировать интерес к чтению;
- прививать любовь к природе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему.
Основная часть
3. Знакомство с писателем и его творчеством.
4.Первичное ознакомление с текстом.
5. Словарная работа.
6. Вторичное чтение.
7. Работа с текстом.
8. Повторное чтение.
9. Итог урока
10.Рефлексия, оценки за урок
11. Домашняя работа
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.
Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева;
ноутбук, проектор; презентация
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УДД |
Цель: Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Артикуляционная зарядка Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата | - Каждый день, всегда, везде, Только лишь оценку пять! - На уроке нам придётся много говорить. - Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка. Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться») Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту). | Обучающиеся зрительно осматривают рабочее место, переключая внимание на педагога
Выполняют зарядку для языка | Регулятивные: волевая с Саморегуляция Коммуникативные: развитие речи учащихся, коррекция артикуляции. |
2. Введение в тему Цель: спрогнозировать предстоящую деятельность | Упражнение на внимание На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их: ФПИТЗМЛИСТОПАДНИАКОТЕЛМАРТП МЯЧВТУРОЖАЙММЫЛОЩЙЬМШЦЫС ОПЕРЕЛЁТНЫЕСПРЖОКВИАИПШУБАЫ ВАННМАМАОАИПСКЛЮКВА -Ребята, какие слова нашли? - Какому времени года подходят? - Правильно. - Сегодня мы начинаем читать и анализировать произведения по теме «Осень» - Чем осень отличается от других времен года? Перечислите признаки осени. |
Находят Отвечают Перечисляют | Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, обобщение Коммуникативные: владение диалогической речью |
3. Знакомство с автором и его творчеством. Цель: расширить знания детей о писателях, поэтах | Работа по презентации Евгения Трутнева жила в 20 веке. За свою нелёгкую жизнь написала много стихов для взрослых, детей. Много писала о природе. И сегодня мы прочитаем и проанализируем одно из её стихов. Слайд 2 - 6 | Слушают | Познавательные: новая информация |
4. Первичное ознакомление с текстом Цель: | - Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать это произведение , а вы отмечать непонятные слова. | Дети слушают учителя и отмечают в тексте непонятные (незнакомые) слова. | Познавательные: смысловое прослушивание |
5 . Словарная работа Цель: обогащение словаря | Горд - гордость; вдвое - в два раза | Ребята читают выделенные слова | Коммуникативные: Познавательные: развитие речи, расширение словаря |
Зрительная гимнастика Цель: снять зрительное напряжение | Дадим отдохнуть глазам, смотрим на экран и поморгаем Слайд 8 | Выполняют | |
6. Вторичное чтение Самостоятельная работа | Ребята (1, 2 группа) читаете самостоятельно Карина (3 группа) читаем по слогам вместе Ребята, помним о правильной осанке при чтении | Дети читают самостоятельно Карина вместе с учителем | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. (Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений). | Мы листики осенние, На ветках мы сидим, Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал, И листочки все поднял. Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. | Дети выполняют упражнения. | Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения. |
7. Работа с текстом (анализ произведения) Цель: понимание текста на уровне содержания и смысла |
-О каком времени года стих? Как догадались? -Это платье золотое У березы на плечах. -Что это за платье? -А почему они золотые? -А у березы есть плечи? -Чтобы стихотворение было красивым, автор сравнивает веточки березы с плечами, а золотое платье с яркими желтыми листьями. -Как понимаете выражение «Листья сыплются дождем»? -Как называется явление, когда падает много листьев? -Что делают журавли? Прочитайте. -Как вы поняли выражение «Пролетает наше лето»? -Лето уходит, улетает, точно так же, как птицы улетают от нас в теплые края Упражнение, направленное на развитие интеллекта Дидактическое упражнение «Подбери слово» - Посмотрите на картинки и скажите, какой может быть осень. - Если на улице идет дождь, то погода стоит какая? | Отвечают Это листья Пожелтели Нет Листья падают, как дождь Листопад Лето прошло и на смену пришла осень Осень теплая, ранняя, холодная, хмурая, золотая, дождливая и т.д. Дождливая | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
8. Повторное чтение стихотворения | Читаем по очереди и следим Карина читает со мной | Читают | |
9. Итог Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии. | Ребята, какие произведения мы начали изучать? Какую картину бы вы нарисовали к произведению Е.Трутневой «Осень»? | Произведения про осень Отвечают | Регулятивные: контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности |
10. Рефлексия, оценки за работу Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Ребята, весь урок старались работать, Понравился ли вам урок? Если понравился – похлопайте Попробуем оценить свою работу | Хлопают, если понравился | Коммуникативные, личностные, познавательные -освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности - умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности |
11. Домашнее задание | 1, 2 группа выучить Карина (3 группа) тоже постарается выучить, тренажёр по чтению | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение |
Литература
1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.
2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс
Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида
Цели.1. Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен; учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция слухового и зрительного внима...
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"
Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....
Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему "Обобщающий урок. О труде и трудолюбии".
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий.На уроке используются индивидуальные и коллективные способы организ...
Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой
Пояснительная записка Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...
Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс
Пояснительная записка Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...
Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой
Пояснительная записка Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...