Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.
статья по теме
6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_standartov.ppt | 1.94 МБ |
standarty_2004_i_fgos_vtorogo_pokoleniya.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.
Учитель: Ширченкова Наталья Николаевна
МБОУ СОШ №12
Г.Арзамас
6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
По ФГОСу второго поколения я работаю третий год. И, конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла раньше.
Но, конечно, главное – самообразование и большое желание помочь учиться моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным. Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить определять тему урока; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности.
Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменилась и моя деятельность - деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей раньше деятельностью по стандарту первого поколения.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Главное: я (учитель) даю знания и организую действия. Учитель пользуется сценарнымпланом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку. | |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей:
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная |
Нестандартные уроки | - | Урок проектной деятельности |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется про помощи Интернета Обязательно-ведение электронных дневников |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися(дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебных действий, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса |
Нет портфолио обучающегося | Создание учебного портфолио ученика; электронное портфолио учителя | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка прмежуточных результатов обучения
Учитель всегда помнит, что ребенок (ученик) должен чувствовать себя успешным |
В ходе реализации ФГОС по-новому строится система мониторинга.
В первом классе проводится итоговая комплексная работа. Во 2-3 классах помимо привычных предметных контрольных работ теперь проводим метапредметные
диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий, используем КИМы, целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отслеживание предметных знаний младших школьников в соответствии требований стандартов ФГОС второго поколения.УМК «Школа -2100»
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности учителю начальных классов ,работающему по программе "Школа-2100", можно использовать листы индивидуальных достижений...
Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения.
Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения (начальная школа)....
ФГОС второго поколения.Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию
Сравнительный анализ ФГОС и стандартов прошлых лет. Выступление на педсовете....
ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию
Сравнительный анализ ФГОС и стандартов прошлых лет. Выступление на педсовете....
Выступление на конференции по теме "Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом ФГОС второго поколения на 1 ступени образования".
Выступление на конференции...
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Сравнительный анализ Примерной РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»...
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответс...