Описание педагогической деятельности учителя
методическая разработка
В своей работе я раскрыла следующую тему «Формирование самооценки у обучающихся в условиях реализации ФГОС» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskoy_deyatelnosti_ravodinoy_s.i.docx | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
Раводиной Светланы Ивановны,
учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова».
Окончила Минераловодское педагогическое училище в 1988 году, присуждена квалификация «Учитель начальных классов». В 2000 году окончила Лесосибирский педагогический институт, филиал
Красноярского государственногоуниверситетапо специальности «Педагогика и методика начального образования».
Стаж педагогической работы – 28лет.
Стаж работы в данном учреждении – 14лет.
Сегодня одним из главных результатов организации образовательной деятельности в общеобразовательной школе является формирование
у обучающихся потребности в самосовершенствовании, самообразовании. Данный результат подразумевается сформированность у ребенка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими, иными словами требует определенного уровня сформированности самооценки.
Актуальность моей методической темы «Формирование самооценки
у обучающихся в условиях реализации ФГОС» обусловлена имеющимися противоречиями между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.
В связи с вышесказанным основной целью своей педагогической практики считаюформирование у младших школьников адекватной самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В своей педагогической деятельности создаю условия для осуществления самонаблюдения обучающимися, самоанализа собственной деятельности, проведения самоотчета, организации сравнения результатов собственной деятельности с образцом.
Формирование устойчивой адекватной самооценки у младших школьников тесно связано с развитием следующих регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Сформированность данной группы умений помогает детям определить границы своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.Чтобы данная деятельность была эффективной, я привлекают к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для этого в начале урока предлагаю совместно обсудить учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала.
В своей практике применяю разные приемы организации деятельности по формированию самооценки. Так, в зависимости от цели деятельности, применяю самооценку настроения и эмоционального состояния, самооценку деятельности, самооценку сформированности предметных результатов.
С первого класса формирую эмоциональную самооценку следующими приемами: «Строим здание», «Гномик веселый и грустный», «Солнышко с тучкой», «Светофор».
Во втором полугодии первого класса начинаю вводить приемы самооценки деятельности обучающегося и сформированности предметных результатов.
Для успешного формирования самооценки деятельности применяю следующие приемы: «Лестница успеха», «Чтение с остановками», «Письмо в будущее», листы самооценки, «Дорожка успеха», «Весы успеха».
Применяю приемы для самооценкисформированности предметных результатов: подбор афоризма, сочинение, анкета, синквейн, тест, составление плана, лист предметных результатов.
Например, во втором классе при изучении художественного произведения «Ёж-спаситель» В.Бианки предлагаю детям составить синквейн, при этом даю четкий алгоритм выполнения данного задания
(1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна, 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль, 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы, 4 строка – фраза, несущая определенный смысл, 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Такое задание позволяет определить уровень освоения содержания произведения и отношение обучающегося к прочитанному.
Одной из характеристик оценочной деятельности, согласно требованиям нового образовательного стандарта, является критериальность. Поэтому при самооценке собственной деятельности и оценке сформированности предметных результатов всегда применяю листы обратной связи, где на каждом уроке младшие школьники определяют степень присвоения конкретных умений и способов деятельности согласно ранее выработанным критериям. В листах обратной связи всегда предусматриваю две составляющие: оценка обучающимся собственной деятельности и оценка педагога, при этом самооценка всегда предшествует оценке учителя. Такая работа позволяет определить младшему школьнику, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше, а также соотнести свою оценку с оценкой педагога.
Для того чтобы оценивание было осознанным уже с первого класса, ввожу алгоритм самооценки, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся.
Так в первом классе алгоритм представлен следующими вопросами: какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы). Удалось ли вам выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью). Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки). Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Алгоритм второго класса увеличивает сложность осуществления самооценки деятельности и дооформляется следующими вопросами: какое умение развивали при выполнении задания? Каков был уровень задания (задачи)?
В третьем и четвертом классе также дополняю вопросы: определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Целенаправленная работа по формированию самооценки позволяет обеспечить становление таких рефлексивных умений, как: умение видеть свои успехи и продвижение; способность к определению пробелов в знаниях, свое незнание; потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе; формируется навык самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о присвоении обучающимися регулятивных универсальных учебных действий.
Я, как педагог, могу проследить не только развитие рефлексивных умений, но и осуществлять мониторинг процесса формирования предметных результатов у учащихся и обеспечивать целенаправленную и своевременную коррекционную работу.
По результатам внутришкольного мониторинга универсальных учебных действий можно отметить положительную динамику сформированности регулятивных УУД. Данные представлены в таблице:
У младших школьников уже к третьему классу достаточно хорошо сформированы основные умения осуществлять целеполагание, планирование деятельности, контроль, вносить коррекцию в деятельность, производить оценку результата деятельности.
По результатам диагностики сформированности самооценки у младших школьников можно увидеть положительную динамику (изучение уровня самооценки по методике В.Г. Щур «Лесенка»).
В первом классе 10 обучающихся демонстрировали критический уровень самооценки (завышенный и заниженный), к окончанию третьего класса данный показатель уменьшился более чем на половину. Достаточно высокий процент обучающихся, демонстрирующихнесформированность самооценки в первом классе, можно объяснить индивидуальными особенностями обучающихся.
По результатам мониторинговых работ Красноярского центра оценки качества образования, также видна положительная динамика освоения содержания учебных предметов. Уже к третьему классу все обучающиеся продемонстрировали достижение базового и повышенного уровней сформированности предметных результатов, что превышает краевые показатели.
год | русский язык | математика | чтение (художественный текст) | чтение (научно-популярный текст) | ||||
класс | регион | класс | регион | класс | регион | класс | регион | |
2015 год | 91% | 71% | 96% | 71% | 91% | 78% | 96% | 72% |
2016 год | 100% | 89% | 100% | 76% | 100% | 83% | 100% | 76% |
Данные результаты подтверждают эффективность организации моей педагогической деятельности в рамках методической темы.
Я убеждена, что самооценка очень важный фактор для формирования предметных знаний и применение их при выполнении заданий повышенной сложности, а такжеформирование самооценки обучающихся обеспечивает положительные результаты в развитии познавательных способностей обучающихся. Высокий уровень сформированности познавательных способностей обеспечивает успех обучающимся в разработке исследовательских и проектных работ, а также участии в предметных олимпиадах.
Результаты участия в предметных олимпиадах обучающихся.
Уровень | Классс | Ф.И. ученика | Предмет | дата | Результат |
Муниципальный | 2класс | Козлова Мария | Математика | 2014 | победитель |
Муниципальный | 2класс | Тимофеенко Владислав Дюбанова Дарья | Русский язык Русский язык | 2014 | победитель победитель |
Муниципальный | 3 класс | Тимофеенко Владислав | Русский язык | 2015 | победитель |
Муниципальный | 3 класс | Козлова Мария | Математика | 2015 | победитель |
Муниципальный | 3 класс | Манаков Богдан | Математика | 2015 | победитель |
Результаты участия в научно-практических конференциях:
Уровень | Название | Ф.И. обучающегося | Год | Результаты |
Школьный | НПК «Сохраним красоту цветов» | Нариманова Сабина Моисеева Валерия | 2014 | победитель |
Муниципальный | НПК «Сохраним красоту цветов» | Нариманова Сабина Моисеева Валерия | 2014 | призёр |
Школьный | НПК «Вода в овощах и фруктах» | Козлова Мария, Дюбанова Дарья | 2015 | победитель |
Муниципальный | НПК «Вода в овощах и фруктах» | Козлова Мария, Дюбанова Дарья | 2015 | участник |
Формирование самооценки обучающихся позволяет раскрыть творческий потенциал младших школьников и повысить заинтересованность в участии в творческих конкурсах.
Результаты участия в конкурсах разной направленности:
Уровень | Название | Участники | Учебный год | Результаты |
Школьный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Дырин Антон | 2014 | победитель |
Муниципальный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Дырин Антон | 2014 | победитель |
Школьный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Козлова Мария Шелепнёв Михаил | 2015 | победитель призёр |
Муниципальный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Шелепнёв Михаил | 2015 | участник |
Школьный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Нариманова Сабина, Дырин Антон | 2016 г | призёр победитель |
Муниципальный | Конкурс чтецов «Волшебная сила звучащего слова» | Нариманова Сабина, Дырин Антон | 2016 | победитель призёр |
Школьный | Конкурс газет «Безопасность на дорогах» | команда класса | 2014 | 2 место |
Школьный | «Что? Где? Когда?» конкурс знатоков. | команда класса | 2015 | 3 место |
Школьный | «Веселые старты» | команда класса | 2014 | 2 место |
Школьный | Конкурс песни и строя «70-летию Великой Победы» | команда класса | 2015 | 2 место |
Муниципальный | Спортивные соревнования «Сочи -2014» | команда класса | 2014 | 1 место |
Важную роль в своей работе я отвожу здоровьесберегающим технологиям, опирающимся на возрастные особенности обучающихся, обучение на оптимальном уровне трудности, вариативность методов и форм обучения. Смена видов деятельности на уроке способствует преодолению однообразия в восприятии предмета, повышению работоспособности и качества обучения, улучшению психо- эмоционального состояния и сохранению здоровья обучающихся.Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебных отношений.На уроках провожу с учащимися физкульминутки, упражнения для глаз с использованием схемы зрительно-двигательных траекторий, упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Оптимально сочетаю двигательные и статические нагрузки, различные формы предоставления информации, использую наглядность. Создаю эмоционально благоприятную атмосферу, тем самым формирую положительную мотивацию к учебе. При изучении тем «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях» по предмету «Окружающий мир» осуществляю тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. Обращаю внимание обучающихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания, провожу работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Обучающиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию.Проанализировав карты здоровья детей, а также проконсультировавшись с медицинским работником школы, во время сезона респираторных заболеваний провожу сеансы аромотерапии.
Опыт моей работы был представлен на методических объединениях учителей района, школы, педагогических советах.
Уровень | Темы | Год | Для кого проводилось |
Муниципальный | Выступление на РМО учителей начальных классов «Формирование познавательных УУД младших школьников» | 2012 | Для учителей района |
Муниципальный | Мастер–класс по теме: «Работа с текстом» | 2013 | Для учителей района |
Муниципальный | Проектная деятельность как эффективное средство формирования УУД. | 2013 | Для учителей района |
Муниципальный | «Интерактивные методы обучения». Открытый урок. | 2015 | Для учителей района |
Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу. Поэтому с первого класса выстраиваю свою работу с родителями через организацию дискуссии за круглым столом, проведение родительских собраний, где в совместной деятельности с родителями разрабатываем критерии самооценки обучающихся при выполнении домашнего задания.
Я понимаю, что педагог должен находиться в постоянном поиске новых идей, ориентироваться на основные тенденции развития современного образования. Поэтому повышаю свое профессиональное мастерство через самообразование, взаимообмен опытом, курсы повышения квалификации:2016 год, «Психолого - педагогические основания обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях», Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Проанализировав работу по методической теме: «Формирование самооценки у обучающихся в условиях реализации ФГОС», я пришла к выводу, что процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Результаты показывают объективную необходимость формирования адекватной самооценки младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Имею следующие награды, ученую степень, ученое звание: Грамота муниципального отдела образования администрации Берёзовского района за участие в конкурсе «Учитель года-2011г.»; Благодарственное письмо Министерства образования и науки Красноярского края, 2013 год; Благодарственное письмо председателя Берёзовской территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2013 г.
15 сентября 2016 года
Подпись учителя: Раводина С.И.
И.о директора МБОУ БСШ №1
им. Е.К. Зырянова: Лапина Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...
Описание педагогической технологии учителя
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся...
описание педагогической деятельности.
Данный материл для аттестации учителя начальных классов....
Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов
Данный материл будет полезен учителям начальных классов, содержит описание применения современных педагогических технологий...
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И.
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И....
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов
Описание пед. деятельности учителя начальных классов для аттестации на 1 категорию 2021год....
Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В.
Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В....