Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И.
материал
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание педагогической деятельности | 265.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
Раводиной Светланы Ивановны,
учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова».
Окончила Минераловодское педагогическое училище в 1988 году по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», присуждена квалификация «Учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня». В 2000 году окончила Лесосибирский педагогический институт Красноярского государственного университета, присуждена квалификация «Учитель начальных классов» по специальности
«Педагогика и методика начального образования».
Стаж педагогической работы (по специальности) - 33 года,
Стаж работы в данной образовательной организации – 19 лет.
В современном мире возросла роль информационно-коммуникационных технологий, что повлекло за собой повышение значимости чтения в обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет ориентиры деятельности образовательных организаций по формированию новых результатов, среди которых большое внимание уделяется читательской компетентности. Умение работать с информацией является одним из критериев характеристики выпускника начальной школы. Осваивая программу начального общего образования, обучающиеся должны присвоить умения, предполагающие осознание младшим школьником себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Сегодня педагогические коллективы начальной школы должны сформировать у младших школьников не только технику чтения, но и способность читать с целью получения новых знаний, которые помогают в практической жизни и в дальнейшем обучении. Работа с информацией является обязательным компонентом всех учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в начальной школе.
В связи с этим мною была выбрана методическая тема «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне начального общего образования». Учитывая современные ориентиры образования, я перед собой поставила цель: формирование основ читательской грамотности как условия повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС.
Для достижения данного результата уже с первого класса выстраиваю систему по формированию всех групп читательских умений:
общее понимание текста и ориентация в тексте;
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
использование информации из текста для различных целей.
Организуя педагогическую деятельность по формированию данной группы результатов, учитываю метапредметный подход. Читательскую грамотность у младших школьников формирую на всех учебных предметах, конструируя задания, предусматривающие работу с информацией, ее интерпретацией и обобщением. Для этого на уроках математики, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности широко использую возможности сплошных, и несплошных текстов, художественных текстов и научно-познавательных.
Понимаю, что формирование основ читательской грамотности будет наиболее эффективно при сформированной потребности, мотивах и цели чтения, которые являются двигательным процессом чтения. Для этого уже с первого класса я уделяю большое внимание формированию устойчивого интереса как чтению художественной, так и научно-популярной литературы, включенной в круг детского чтения. Со своими первоклассниками я организую работу по восприятию содержания детских книг на слух, рассматриванию книги, установлению простейших взаимосвязей между их содержанием и оформлением, формирую умение выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора), определение жанра и темы произведения, моделирую обложку книги. Подборкой дополнительных произведений заканчиваю каждый раздел литературного чтения по теме урока «Проверь себя».
Первые шаги на пути приобщения детей к чтению я также направляю на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Также в первом классе применяю систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом. Среди таких приемов: игровые приемы, обеспечивающие увеличение темпа чтения (чтение за «диктором», синхронное чтение «буксиром»); прием «Проталинки»; прием «Проба пера»; упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И.Т. Федоренко); упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки).
Во втором классе, когда младшие школьники уже присвоили умение воспринимать текст небольших литературных произведений и овладели навыком чтения, уделяю внимание не только совместному прочтению книг, но и формирую потребность в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя и родителей. На данном этапе активизирую работу родителей. Совместно проводим родительские собрания по темам «Роль книги и чтения для формирования читательской компетенции» – семинар для родителей. «Что читать и как читать», «Читают сами, читают с вами» – практикумы для родителей.
По мере взросления в третьем и четвертом классах ориентирую свою педагогическую деятельность на формирование читателя, умеющего самостоятельно читать книги, ориентироваться в печатных детских изданиях, находить материал для расширения и пополнения своих знаний. Для этого во внеурочной деятельности и при подготовке к учебным занятиям ориентирую детей на самостоятельный выбор и чтение детских книг, обозначая признаки книг, предпочтительные для выбора. Такая работа по привитию интереса к прочтению художественной и научно-популярной литературы позволила мне обеспечить положительную динамику формирования потребности в самостоятельном чтении.
На уроках литературного чтения продолжаю уделять внимание развитию оперативной памяти и скорости чтения. Для этого применяю зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко и приёмы жужжащего чтения на всех без исключения уроках.
Для присвоения младшими школьниками группы читательских умений: общее понимание текста и ориентация в тексте предлагаю следующие задания.
Для извлечения явной информации из текста я использую прием «Синквей». Например, при изучении произведения «Приемыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка, обучающимся предлагаю проанализировать текст с позиции читателя, а именно: определить жанр, тему произведения, главную мысль текста, сформулировать собственную позицию к поступкам главных героев произведения через составление «Синквейна».
Приемыш
Осиротевший, приемный
Осиротел, затосковал, улетел
Зов природы сильнее.
Тоска.
На уроке окружающего мира по теме «Осадки» во 2 классе даю второклассникам выполнить задание, содержащее несплошной текст.
К зимней школьной спартакиаде объявили конкурс эмблемы с изображением снежинки. Аня, Боря, Ваня, Галя предложили свои варианты. Какие снежинки победят в конкурсе эмблем?
Аня Боря Ваня Галя
Младшие школьники, опираясь на знания, полученные в рамках темы, анализируют предложенную информацию о снежинках, выбирают правильный вариант ответа. Данное задание ориентирует детей на анализ предложенной информации, поиск закономерностей и формулирование вывода.
Присвоенные умения по извлечению информации позволяют усложнить содержание заданий и перейти к оформлению у обучающихся группы умений: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
На уроках математики по теме «Умножение вида 200*4. Решение задач по теме «Цена, количество, стоимость» даю следующие задания по предложенному тексту: какова стоимость билетов на спектакль «Таинственный сад», которую должны заплатить семья Петровых, состоящая из трёх членов семьи, семья Ивановых, состоящая из четырех членов семьи.
Третьеклассники для успешного выполнения данного задания должны проанализировать информацию несплошного текста, интерпретировать ее, обобщить и на ее основе сделать выводы. Такая работа предполагает интеграцию содержания двух учебных предметов – литературное чтение и математика.
Данный текст позволяет применить его содержание на учебном предмете «Окружающий мир» во втором классе, при изучении темы «Где ты живешь?» со следующим заданием: Семья Петровых приобрела билеты на мюзикл «Джекилл и Хайд» и пришла в театр 11.12.19 в 19.30.В зрительный зал они не попали. По какой причине семье было отказано в просмотре спектакля? Сможет ли семья вернуть потраченные деньги?
Понимаю, что грамотный читатель не только находит информацию в тексте, интерпретирует ее, но и использует информацию для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний. Во внеурочной деятельности в рамках внеурочного курса «Смысловое чтение» отрабатываю с четвероклассниками умение, направленное на использование из текста для решения учебной задачи. Прочитав научно-познавательный текст об отважных русских мореплавателях и необычном морском чудовище «нарвал», обучающиеся выполняют следующее задание: представь, что ты капитан Российского корабля, на борту которого команда ученых, изучающая жизнь нарвалов. Отметь возможный маршрут морской экспедиции по карте. Это задание предполагает работу с картой (несплошной текст), соотнесение представленной информации с содержанием текста, предлагают безопасный маршрут путешествия по северным морям для изучения особенностей обитания жизни «нарвала».
В рамках данного курса продолжаю работу по формированию потребности, мотивов чтения через знакомство обучающихся с новинками из детского круга чтения. Такую работу строю по следующему алгоритму: показ учащимся книги, которую предстоит читать; подготовка детей к восприятию избранного произведения; чтение учителем произведения вслух; рекомендации к самостоятельной работе дома. Ведение читательского дневника – одно из условий анализа произведения, аннотации произведения. Читательские дневники заводим совместно с родителями, определяем правила ведения дневника.
В своей педагогической практике по формированию читательской грамотности у младших школьников применяю групповую форму работы как при ознакомлении с новым материалом, так и на этапе закрепления и обобщения. Например, знакомя на уроке чтения учащихся с краткой биографией писателя, предлагаю ребятам работу выполнить в группе. Заранее готовлю материал и отдаю его командиру каждой группы. Командир распределяет материал между ребятами в своей группе, контролирует его подготовку, организовывает выступление на следующем уроке. При такой работе возникает позитивное взаимодействие, где дети общаются между собой, проявляя индивидуальную ответственность, оценивают персональный вклад в коллективный результат.
Тесно сотрудничаю со школьной и районной детской библиотеками, со школьным и районным музеями. Совместными усилиями проводим литературные уроки, выставки книжных новинок, знакомство с периодическими изданиями. Сформированные читательские умения позволяют организовать работу с разными источниками информации: текстами, статьями, письмами и другими историческими материалами. Так подготовка ко Дню рождения В.П.Астафьева и встреча с отрывком из произведения «Соевые конфеты» подтолкнула ребят к созданию проекта «Дорогой памяти В.П.Астафьева». В ходе работы над проектом ребята совместно с родителями и педагогом нашли очевидцев тех далеких лет, составили экскурсионный маршрут «Дорога памяти В.П. Астафьева», изучили исторические факты автобиографии писателя.
В преддверии 75 годовщины Великой Победы в рамках проектно-исследовательской деятельности младшие школьники создали игру «Ордена и медали Великой Отечественной войны». В ходе работы над проектом с помощью родителей был собран колоссальный материал о наших земляках, героях ВОВ, их боевых наградах. Проведена кропотливая работа с документами, представленными краевыми и районными музеями.
Осознанность и понимание текста обучающимися подтверждают результаты Краевой диагностической работы по читательской грамотности, проводимой Краевым государственным специализированным учреждением «Центр оценки качества образования».
Согласно анализу, проведённому специалистами Центра оценки качества образования, уровень выполнения диагностической работы по читательской грамотности превышает краевые показатели.
Уровни сформированности умений | % сформированности | |
Класс | Регион | |
Недостаточный | 0,00% | 2,63% |
Пониженный | 0,00% | 19,01% |
Базовый | 40,91% | 56,24% |
Повышенный | 59,09% | 22,11% |
Данные подтверждают, что присвоение обучающимися всех трех групп умений превышают средние результаты по региону.
Группы результатов | 4 «Б» класс | Средний результат по региону |
Вся работа (общий балл) | 60 | 45 |
Общее понимание и ориентация в тексте | 84,34% | 63,75% |
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | 78,03% | 53,94% |
Использование информации из текста для различных целей | 51,14% | 49,61% |
Системная работа по формированию данной группы метапредметных результатов позволила мне обеспечить сформированность читательской грамотности и у обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО (Вариант 7.1). В 2021 году достижение «базового» уровня составило 100%, превышение обучающимися с ОВЗ двух групп умений также превышает краевые показатели: общее понимание и ориентация в тексте – класс 72,73%, регион – 65,33%; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста – класс 72,22%, регион - 58,73%.
Умение осознанно работать с текстом также позволяет достичь более высоких результатов в формировании предметных умений по русскому языку, математике и окружающему миру. Результаты Всероссийских проверочных работ подтверждают данный вывод.
Уровни достижения результатов | Математика | Русский язык | Окружающий мир | |||
Класс | Федерация | Класс | Федерация | Класс | Федерация | |
Не достигли базового уровня | 0,00% | 3,01% | 0,00% | 5,48% | 0,00% | 1,17% |
Базовый | 12.00% | 20,86% | 8.33% | 28,59% | 8.00% | 19,51% |
Повышенный | 56,00% | 43,68% | 58,33% | 46,31% | 68,00% | 55,35% |
Высокий | 32,00% | 32.45% | 33,33% | 19,62% | 24,00% | 23,97% |
Мои обучающиеся демонстрируют достаточный уровень сформированность всех групп результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: предметных и метапредметных. Результаты мониторинга познавательных и регулятивных УУД подтверждают данный факт.
Мониторинг сформированности регулятивных УУД
Мониторинг сформированности познавательных УУД
Введение в образовательные организации нового образовательного стандарта закрепило требования не только к предметным и метапредметным результатам, но и к личностным. Личностные результаты, обозначенные во ФГОС НОО, определяют не только гражданские, этические, духовные характеристики младшего школьника, но и его личностный рост и индивидуальные достижения.
В рамках своей методической темы практикую следующие формы внеклассных мероприятий: литературный праздник; конкурс чтецов; проект по изготовлению книжки – малышки по совместно определенной тематике; подготовка к участию в рамках краевого конкурса чтения «Страница- 21»; реклама книги; литературная викторина; проба пера; библиотечный час, литературные головоломки.
Системная целенаправленная работа позволяет вывести моих обучающихся на высокие личные результаты в научных конференциях, олимпиадных, дистанционных конкурсах.
Результаты участия в предметных олимпиадах учащихся:
Уровень | Ф.И. обучающегося | Предмет | Год | Результат |
школьный | Лисенкова Светлана | Русский язык | 2018 | победитель |
школьный | Лисенкова Светлана | математика | 2018 | победитель |
школьный | Науменко Ева | Математика | 2018 | призер |
школьный | Максимов Семен | Русский язык | 2019 | призер |
школьный | Трунина Анна | Русский язык | 2019 | призер |
школьный | Гаппель Вадим | Математика | 2019 | призер |
школьный | Лелаус Надежда | Математика | 2019 | победитель |
школьный | Лисенкова Светлана | Русский язык | 2019 | победитель |
школьный | Лисенкова Светлана | Математика | 2019 | призер |
школьный | Лисенкова Светлана | Математика | 2020 | победитель |
школьный | Лисенкова Светлана | Русский язык | 2020 | призер |
районный | Трунина Анна | Русский язык | 2019 | призер |
районный | Гаппель Вадим | Математика | 2019 | призер |
районный | Лисенкова Светлана | Русский язык | 2019 | призер |
районный | Лисенкова Светлана | Математика | 2020 | победитель |
Участие обучающихся, во внеурочной деятельности (конкурс сочинений):
Учебный год | Уровень | Ф.И. обучающегося | Конкурс | Результат |
2020 | школьный | Лисенкова Светлана | «Герои Отечества- наши земляки» | победитель |
2020 | школьный | Карапузов Роман | «Герои Отечества- наши земляки» | победитель |
2020 | школьный | Максимов Семён | «Герои Отечества- наши земляки» | победитель |
2020 | школьный | Максимов Данил | «Герои Отечества- наши земляки» | победитель |
2020 | школьный | Байдова Полина | «Герои Отечества- наши земляки» | победитель |
Участие в школьных и районных конкурсах чтецов:
Учебный год | Уровень | Ф.И. обучающегося | Конкурс | Результат |
2018 | школьный | Максимов Данил | «О тех, кого мы приручили» | Победитель |
2018 | районный | Максимов Данил | Декламация стихов «Я-школьник» | Сертификат участника |
Участие в проектной деятельности:
Учебный год | Уровень | Ф.И. обучающегося | Конкурс | Тема проекта | Результат |
2019 | школьный | Максимов Данил Максимов Семён | научно- практическая конференция | «Дорогой памяти В.П.Астафьева» | призеры |
2019 | районный | Максимов Данил Максимов Семён | научно- практическая конференция | «Дорогой памяти В.П.Астафьева» | участники |
2020 | школьный | Максимов Семён Максимов Данил | научно- практическая конференция | Игра-мемори «Ордена и медали ВО в» | призер |
2020 | район | Максимов Данил Максимов Семен | Заочный этап научно- практической конференции | Игра-мемори «Ордена и медали ВО в | призер |
Районные и краевые и всероссийские конкурсы и акции
Учебный год | Уровень | Ф.И. обучающегося | Конкурс | Результат |
2019 | район | Максимов Семён | Всероссийская акция в поддержку чтения «Библионочь-2019» | участник |
2019 | район | Максимов Данил | Всероссийская акция в поддержку чтения «Библионочь-2019» | участник |
2019 | г. Красноярск | Максимов Семён | Краевой творческий конкурс «Мой Астафьев» | Достойный дебют |
2019 | г. Красноярск | Максимов Данил | Краевой творческий конкурс «Мой Астафьев» | Достойный дебют |
2019 | Всероссийский | Максимов Семён | ӀӀӀ Всероссийский художественно- литературный конкурс «Звезда Арктики- Умка» | Диплом участника |
2019 | Всероссийский | Максимов Данил | ӀӀӀ Всероссийский художественно-литературный конкурс «Звезда Арктики- Умка» | Диплом победителя в эссе «Соболь» |
2020 | Краевая акция | Максимов Семён | «Письмо солдату» | Благодарственное письмо |
2020 | Краевая акция | Максимов Данил | «Письмо солдату» | Благодарственное письмо |
Формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья, навыков организации здорового образа жизни – важная задача, поставленная перед школой. Для решения данной задачи в своей педагогической практике применяю следующие методы и приёмы: комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой: использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.); умение настроить себя и других на положительную мотивацию к сотрудничеству: «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»; стихотворное начало урока; физкультминутки; нестандартные формы проведения учебных занятий (урок-игра, урок-путешествие и другие); игровые технологии; дифференцированное обучение (подбор оптимального объёма учебного содержания.
Я уверена, что индивидуальность ребёнка формируется в семье, где закладываются основы толерантности, гражданственности, духовности и других человеческих качеств. Поэтому включение родителей в образовательный процесс происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
При проведении родительских собраний анализирую причины успешности и отставания, мотивы поведения, даю рекомендации по коррекции воспитания, часто приглашаю на собрания школьного психолога. Родители моих обучающихся принимают активное участие во всех классных мероприятиях: «Первоклассниками мы стали», «Зимние забавы», «В мастерской Деда Мороза». Проводили для детей мастер-классы по изготовлению (для девочек) брошек и заколок, (для мальчиков) – выжигание по дереву. Провожу совместные мероприятия, носящие воспитательный характер, «А, ну – ка, мамы…».
Мои обучающиеся принимают активное участие в деятельности школьной воспитательной системы «Росток», которая позволяет не только создать условия для развития социальной компетентности обучающихся, но и формирования духовно-нравственной составляющей характеристики личности. Обучающиеся моего класса принимают активное участие во всех мероприятиях школы и района. В 2019 году воспитанники моего класса стали лауреатами в муниципальном конкурсе «Весенняя капель».
Ученики моего класса вступили в ряды РДШ. Принимали активное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях детской организации. В нашей школе был запущен проект «Парта героя». При подведении итогов ученица моего класса Лисенкова Светлана стала победителем.
Считаю опыт своей работы интересным и востребованным среди коллег в профессиональном сообществе методического объединения учителей начальных классов, большое внимание уделяю самообразованию, повышаю свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации.
Участие в районных мероприятиях по проблемам преподавания:
Уровень | Мероприятия | Дата |
районный | Мастер-класс по теме: «Автоматизация звука [р] в слогах». День открытых дверей для родителей и учителей начальных классов Березовского района. | 2018 г |
районный | Обобщение опыта работы, открытый урок по теме: «Написание приставок» | 2019 г. |
районный | Участник муниципального форума «Инклюзивное образование: проблемы-поиски -решения» | 2020г. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
«Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 2020 год, ООО «Мультиурок» (72 часа).
«Цифровая образовательная среда, новые инструменты педагога», 2020 год, ККИПК и ПП РО.
«Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС», 2021 год, ККИПК и ПП РО (72 часа).
Постоянное методическое совершенствование и представление собственного опыта на школьном и муниципальном уровнях позволило достичь признания моей педагогической деятельности:
2018 год: Благодарственное письмо Муниципального отдела образования Администрации Берёзовского района;
2018 год: Благодарственное письмо Красноярской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.
2019 год: Благодарственное письмо Законодательного Собрания Красноярского края.
21 сентября 2021 года
Подпись учителя: С.И. Раводина
Директор МБОУ БСШ №1
им. Е.К. Зырянова: Т.Н. Зырянова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...
Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...
Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов
Данный материл будет полезен учителям начальных классов, содержит описание применения современных педагогических технологий...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов
Описание пед. деятельности учителя начальных классов для аттестации на 1 категорию 2021год....
Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В.
Публичное описание педагогического опыта учителя начальных классов Ермаковой Г.В....