Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
материал по теме
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского края Семилетовой Аллы Александровны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Opisanie__ped.deyatelnosti_Semiletova.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского края Семилетовой Аллы Александровны.
В школе идут глубокие перемены – внедряются новые технологии, новые стандарты II поколения. В этих условиях школе нужен творчески работающий учитель, способный самостоятельно, эффективно использовать новые технологии. Я стараюсь быть современным учителем, поэтому постоянно повышаю своё мастерство: изучаю методическую литературу, посещаю курсы и семинары.
Побывав на курсах повышения квалификации по теме « Современная образовательная программа «Начальная школа XXI века», стала работать по этой программе, где диагностике отводится важная роль. Поэтому в начале учебного года для своих первоклассников я провела педагогическую диагностику «Готов ли ребенок к школе» с целью: выявить уровень готовности первоклассников, то есть, как сформированы предпосылки к овладению грамотой и математикой. Это дало возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития», т.е. что ребенок может сделать сам, а что с помощью взрослого. Диаграмма показывает уровень готовности первоклассников к школе.
Результаты педагогической диагностики успешности учащихся в 1 классе
средний уровень.-52%
высокий уровень-22%
низкий уровень 26%
В центре моего внимания оказались дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Но не оставляла без внимания и детей с высоким потенциалом успешности обучения, которым предлагала дополнительный материал, способствующий их развитию и сохранению их познавательного интереса.
Поэтому и возникла основная проблема: дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные познавательные особенности.
Исходя из этой проблемы, я выбрала тему «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка». Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Начальная школа XXI века». Для реализации цели на уроках использую продуктивные методы исследовательской деятельности, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваю дифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию другого, стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей.
За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики). Работаю без второгодников и неуспевающих. Для этого использую вариативные средства и формы работы, обеспечиваю включенность каждого в процесс учебной деятельности.
Для того, чтобы видеть продвижение каждого ученика, я завела на каждого ребенка папки (портфолио ученика), в которых отражаю результаты проведенных педагогических диагностик, творческие работы ученика.
Веду портфолио всего класса, где отражаю результаты учебно-воспитательной деятельности. За время обучения в первом классе в развитии детей произошли существенные сдвиги: все дети овладели действием звукового анализа слов; свободно выделяли последовательность звуков в слове; овладели приемами вычислений в пределах 20. Несмотря на это, нужно отметить, что процесс коррекции тех недостатков, которые сформировались в дошкольном возрасте, требуют значительно большего времени, чем один год. Следовательно, развивающая работа продолжается в течение всего обучения детей в начальной школе.
Очень важную роль при обучении играет учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество дает каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в работу класса; без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у успешных детей искажается становление характера. В своей работе использую следующие типы сотрудничества:
- Хор – общее, слитное, одинаковое действие класса по образцу учителя
( приучить каждого ребенка к общей работе);
- (действие по цепочке: взаимодополнение действий друг друга (научить детей слышать и помнить, что сказали другие ученики);
- работа в парах; в группах (показать детям, что возможны две разные точки зрения и обе верны);
- реакция на ответ (сделать реакцию на ответ нормой работы класса);
- парная работа детей (учить договариваться, находить общее мнение).
Это позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы его успехи в формировании его учебной деятельности, анализирую, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, устанавливаю причины трудностей и выбираю пути их устранения. Ведь одна и та же учебная задача для одних для детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.
Чтобы достигнуть нужного результата: вовлечь в работу всех учеников на доступном для них уровне деятельности с их фактическими и потенциальными возможностями от учителя требуется большого профессионального мастерства и творческого потенциала. Поэтому последующие уроки строю, исходя из анализа педагогической диагностики и мониторинга. Выбираю траекторию развития индивидуально для каждого, стараюсь разнообразить подачу нового материала, организуя совместный поиск новых способов действий: Для этого учу самостоятельно определять свои достижения, контролировать и оценивать свою деятельность.
Результаты педагогической диагностики успешности обучения учащихся по русскому языку и математике за I и II полугодия
Русский язык I п. II п. Математика I п. II п.
средний уровень – 42% 46% 46% 54%
высокий уровень- 16% 33% 21% 29%
низкий уровень 42% 21% 33% 17%
Результаты качества знаний обучающихся по русскому языку и математике за 4 года обучения
Как видно из диаграмм качество знаний по русскому языку выросло на 2%, по математике – на 4%.
Что получилось? Во – первых, удалось устранить пробелы, выявленные в ходе проведения педагогических диагностик и мониторинга, во – вторых, повысился уровень развития по предметам: чтение, русский язык.У трех учащихся уровень развития оставался низким. Возникла другая проблема: низкая мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. Как быть? Я старалась найти причины, почему это происходит? И для себя поняла: восприятие материала каждым учеником происходит по-разному. Кто-то схватывает быстро, кто-то медленнее и не каждый умеет выразить свою мысль, потерян интерес к знаниям. Тогда я поставила перед собой цель: сделать доступным для учащихся усвоение учебного материала; развить интерес к урокам математики. Один из возможных путей - это преобразование условий задачи, моделирование отношений в предметной, графической или буквенной форме при взаимодействии игровой и учебно – познавательной деятельности в учебном процессе для того, чтобы у детей появилось желание и умение учиться т.к. основные трудности дети испытывали именно при решении текстовых задач на разностное сравнение и при решении составных задач (задач в два действия).
Что же такое решение задачи? Это хорошо известные всем этапы:
- умение выделять основные части задачи;
- всесторонний анализ ситуации, предоставленной в задаче;
- выделение математических отношений, в ней заложенных.
Чтобы учащимся легче было зафиксировать свою мысль, как бы развернуть ее в пространстве, с 1-го класса ввела графические и схематические модели для каждого вида задач. Дети постепенно учились составлять модели, схемы к задачам и конструировать. Всё разнообразие простых задач на сложение и вычитание представила в виде трех видов:
- задачи на нахождение суммы ( целого числа) и неизвестного слагаемого;
- задачи на нахождение остатка; уменьшаемого и вычитаемого;
- задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение.
Разбираем задачи, опираясь на модели, краткую запись, устанавливаем соответствие между содержанием задачи и моделью;
- выбираем из данных задач ту, которая соответствует схеме, модели;
- выбираем из нескольких схем, моделей ту, которая соответствует данной задаче;
- определяем по схеме, модели все арифметические способы, которыми может быть решена данная задача.
Модели – схемы задач
Чтобы сформировать у учащихся умение анализировать составные задачи, вести рассуждения, решаем с ребятами значительное количество задач разной структуры. Схема даёт наглядное представление о разбиении составной задачи на элементарные и служит опорой мыслительной деятельности учащихся при анализе, как от вопроса, так и от числовых данных.
При такой систематической работе над задачами развиваю такие качества, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, а также развиваются и навыки самоконтроля. Анализируя контрольные работы учащихся можно сделать выводы, что ребята хорошо решают задачи.
На уроках русского языка главной целью ставлю формирование грамотного ученика через планирование учебной деятельности; отбор средств для выполнения задания и последовательность их действий. Дети сами формулируют правила, создают схемы и таблицы, тем самым материал кажется им более доступным и понятным.
В своей работе использую инновационные методы оценки результатов при обучении русскому языку. Для этого ознакомилась с методическими комментариями к оцениванию письменных работ, созданными в рамках проекта «Начальная школа 21 века» под руководством Н.Ф.Виноградовой.
Главная цель контролирующе – оценочной деятельности в начальной школе – определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился.
На этом этапе появляется совместная контролирующая деятельность ученика и учителя:
- раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
- совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).
Такая организация дифференцированного контроля и оценки предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы; поддерживает достаточно высокий уровень обучения; исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять легкие задания; обеспечивает своевременную помощь детям, испытывающим трудности в обучении. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости. Один и тот же материал я могу проверить с помощью разных форм контроля, выбрав ту форму, которая больше подходит для моего класса. Учащиеся знакомы с этими формами и поэтому могут применить свои знания в разных учебных ситуациях.
Приведу пример развития контролирующе – оценочной деятельности учеников:
1).В письменной самостоятельной работе ученик допустил ошибки в нескольких словах. Я не исправляю каждую ошибку, не указываю на нее, а подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, и предлагаю ученику самому ее найти. Затем совместно мы выясняем причины появления ошибок и своей рукой ребенок ее исправляет.
2) Я не подчеркиваю слово, в котором сделана ошибка, а ставлю пометку на полях около строчки. Ученикам предлагаю взаимопроверку: дети меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, находят ошибки, вместе обсуждают их и исправляют.
Я стараюсь создавать условия, которые бы обеспечили развитие контролирующей и оценочной деятельности у каждого ученика, т.е. сделать обучение и систему контроля доступными для каждого.
На уроках чтения стараюсь формировать грамотного читателя, понимающего прочитанное, умеющего анализировать прочитанный текст и обосновывать оценочное суждение, составлять монологическое высказывание, умеющего участвовать в диалоге.
Данная диаграмма показывает, что формирование грамотного читателя находится в динамике.
2кл. 3кл. 4кл.
Понимать прочитанное - 96%....... 100% 100%.
Монологическая речь – 58% 75% 96 %
Анализировать - 50% 63% 87%
Участвовать в диалоге - 33% 42% 54%
На уроках я использую дидактические игры. Эти игры формируют новую ведущую деятельность – учебную. Дидактическая игра – игра с правилами. Игра с правилами имеет учебную задачу, которую необходимо решить. Она обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Игра с элементами соревнования способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более собранными, внимательными, быстрыми. И, самое главное, дети не боятся выходить к доске, не боятся ошибиться. Они уверены в своих действиях. Создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке.
Все эти средства и методы позволяют мне поддерживать 100% успеваемость при 59% качества. Позитивная динамика сохраняется при переходе в среднее звено.
Результаты обучения
года | 2класс 2005-2006г | 3класс 2006-2007г | 4класс 2007-2008 |
Качество | 54,3% | 56,4% | 59,2% |
Успешность | 100% | 100% | 100% |
Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на уроках создавать условия для развития коммуникативных, интеллектуальных, информационных и оценочных компетенций Стараюсь создавать такие условия, которые бы обеспечивали учащимся успешность, помогали продвинуться в развитии вперёд шаг за шагом, а это можно сделать только через хороший современный урок. Современный урок – это время, когда учащийся познаёт себя, делает открытия, ищет решения, сомневается, радуется. Уверена в том, что чем более разнообразна структура уроков, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
Как классный руководитель, постоянно осуществляю работу как с «одаренными» детьми, так и с детьми «группы риска», стараясь привлечь их к занятиям в кружках, секциях, факультативных занятиях, в которых сегодня задействованы 100% учащихся класса; работаю над формированием детского самоуправления, держу постоянную взаимосвязь с родителями через классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы.
Во внеклассной работе с детьми считаю основными следующие задачи: развивать субъективность личности каждого учащегося, создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника: поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка.
Все мероприятия планирую с учетом этих задач и направлений,
которые выбрала для успешной работы: коммуникативный потенциал (развитие умения говорить и слушать; проявление внимания к другим людям, животным, природе; выработка способностей сопереживать, сочувствовать); нравственный потенциал (понимание таких ценностей: как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «дружба», «уважение»); познавательный потенциал (наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию); художественный потенциал (развитие эстетической восприимчивости окружающей среды); физический потенциал (стремление стать сильным, ловким и закаленным)
В моем классе нет детей, состоящих на учете в ОПДН, нет правонарушений среди учеников моего класса, нет пропусков без уважительной причины. Есть и свои традиции в моем классе: проведение «Дня именинника»; « Папа, мама и я – наша дружная семья», поздравление девочек к празднику «8 Марта» и мальчиков ко «Дню защитника Отечества»; в конце учебного года проводим совместное с родителями чаепитие. Все это, считаю, оказывает благоприятное влияние на успешность обучения: нет неуспевающих учеников, количество детей, обучающихся на «4» и «5» не снижается.
Мои ученики принимают участие в различных творческих конкурсах: ежегодный городской конкурс чтецов,«Русский медвежонок», «Кенгурёнок», школьная олимпиада, проектов, где дети показывают хорошие результаты.
Вне уроков осуществляла программу кружков: «Я – исследователь» А.И. Савинкова и «Утро художника» Е.С.Медкова, для развития творческой активности детей. Эта программа является базой для изучения специализированных областей искусства мировой художественной культуры.
Обучающиеся принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах детского рисунка, занимают призовые места, получают дипломы, ценные подарки.
Внеурочная деятельность обучающихся
Год | Тема | Форма представления | Результат |
2005 г | «Рождественские фантазии» | Международный конкурс рисунков | Благодарность за участие |
2006 г | «Снежный Барс» | Международный конкурс детского рисунка | 6 учащихся получили дипломы Всемирного фонда природы |
2007 г | «Дети и экология:XXI век» | Городская экологическая выставка «Зеркало природы» | Iместо Дрёмова 7 учащихся награждены грамотами |
2008 г | «Я-гражданин России» | Городской конкурс социальных проектов | 1место группа-7человек |
Кружок «Я–исследователь» рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. В исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. В ходе занятий дети имеют полную свободу перемещений по классу. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Выбрав тему, каждый ребёнок получает специальную «Папку исследователя». Вооружившись всем необходимым, каждый ребёнок начинает действовать самостоятельно – включается в собственный исследовательский поиск. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. Такая работа учит детей анализу, синтезу, классификации информации, высказывать суждение и умозаключение, ориентироваться на собственные наблюдения и эксперименты
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Поэтому организую, учебный процесс с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Использую на своих уроках здоровьесохраняющую технологию В.Ф. Базарного, которая способствует не только психическому развитию, но и поддерживают здоровье детей. Для этого проанализировала медицинские карты своих первоклассников, выяснила, что 45% школьников моего класса имеют пониженное зрение. Поэтому для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования при построении учебного процесса, я использую гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного: офтальмотренажёр «Бегущие огоньки», схемы зрительно – двигательных траекторий, упражнения с сигнальными метками, наглядно – демонстрационный материал, экологическое панно. Эти упражнения способствуют снятию зрительного напряжения, улучшают внимание учащихся, развивается чувство общей и зрительной координации, ориентации в пространстве. Учебный процесс, построенный по технологии В.Ф. Базарного, ведёт к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата.
Вижу новые образовательные задачи в своей профессиональной деятельности, уделяю внимание самообразованию. Выступаю на семинарах и заседаниях ШМО, городских семинарах. В 2008 году принимала участие в краевой научно практической конференции «Образовательная среда: организационный и содержательный аспект в сохранении и укреплении здоровья детей» презентацией: «Педагогические технологии Базарного В.Ф. в условиях образовательного учреждения». В 2009.году провела на муниципальном уровне мастер-класс по теме: «Использование здоровьесберегающих приёмов в процессе развития зрительного восприятия школьников».
За успехи в обучении и воспитании младших школьников Администрация города Назарово и Управление образования неоднократно награждали меня почетными грамотами, а в 1993году получила звание « Отличник народного просвещения». Чутко отношусь к инновациям, постоянно нахожусь в поиске новых эффективных форм и методов обучения и воспитания детей.
18.11.2009г._______ / Семилетова А.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...
Портфолио учителя начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Тыгдинской средней общеобразовательной школы Магдагачинского района Камышанской Елены Михайловны
Раздел 1. Общие сведения об учителе1.1. Резюме1.2. Информация о повышении квалификации и профессиональной подготовке1.3. Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации и п...
«Специфика деятельности учителя начальных классов коррекционных общеобразовательных учреждений в условиях модернизации современного образования»
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитанием всем категориям обучающихся.В последнее время увеличивается число детей. испытывающие трудности в...
Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов
Данный материл будет полезен учителям начальных классов, содержит описание применения современных педагогических технологий...
«Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как акт...
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И.
Описание педагогической деятельности учителя начальных классов Раводиной С.И....