«Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке.»
учебно-методический материал на тему

Слуцкая Светлана Александровна

В методической рекомендации освещается вопрос психолого-педагогического обеспечения, создающих условия для формирования компетенций обучающихся в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Слуцкая С.А., учитель ГБОУшколы№571

                                         с углублённым изучением английского языка

                                                         Невского района Санкт-Петербурга

Тема выступления:

«Психолого-педагогическое обеспечение формирования

компетенций обучающихся на уроке.»

    Развитие компетентности не прерывается в течение всей жизни человека. Формирование ключевых компетенций обучающихся происходит в процессе их практической деятельности. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию личности: это высокая самостоятельность, готовность решать жизненные проблемы, преодолевать трудности. Путь решения этих проблем лежит через развитие мотиваций учащихся.

          Ключевыми образовательными компетенциями являются:

1.Учебно-познавательная – умение ставить цели и организовывать свою учебную деятельность, выдвигать гипотезы и работать со справочной литературой, уметь принимать решения и включаться в проектную деятельность.

2.Здоровьесберегающая – умение заботиться о своем здоровье и личной безопасности, владеть приемами оказания первой помощи, знать и применять правила личной гигиены.

3.Информационная – владение навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача.

4.Коммуникативная – умение заполнить анкету, выступить с докладом, вести диалог, владеть способами совместной деятельности в группе.

5.Социокультурная – владение знаниями и опытом социальных ролей, определение своего места и роли в мире, коллективе и семье.

6.Технологическая – овладение опытом трудовой деятельности через реализацию системы практических знаний.

      Для обеспечения формирования компетенций на уроке учителю нужно заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На уроке педагогу следует применять современные образовательные технологии, совмещать образовательные технологии на одном уроке.

  Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Учитель может их использовать на различных этапах урока, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

   Важно использовать в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия,  уроки-проекты, уроки-презентации и другие.

    Применение инновационных технологий на уроке позволяет научить обучающихся действовать не только в учебной, но и в иных сферах деятельности. Применять инновационные технологии – это значит искать пути эффективного взаимодействия педагога и ученика, создавать учебную ситуацию, при которой школьник вовлекается в учебную деятельность и начинает действовать.

    Из множества существующих технологий приходится выбирать те, которые можно адаптировать для данных учеников. И тогда технология становится совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

          В своей работе я использую ряд педагогических технологий.

     Например, метод проектов позволяет воплотить какую-либо идею или план во внешнюю форму: подготовка и оформление тематической выставки, подготовка и проведение праздников и т.д. Эта индивидуальная или групповая форма работы позволяет ученикам воплощать самые разнообразные идеи, мыслить коллективно, что приносит конкретные результаты.

      Исследовательское обучение дает возможность углубиться в суть вопроса и расширить круг знаний, например, создание виртуальной экскурсии за заданную тему. ИКТ на уроках применяется мной при изучении нового материала, контроле знаний (тестирование), при подготовке учениками и учителем презентаций, дистанционное общение с учениками и их родителями.

   Практические занятия  обеспечивают развитие творческой активности личности, развивают мышление и речь школьников, позволяют проверить их знания, помогают увеличить активность и интерес к материалу урока.

     Также на уроках я применяю групповые виды работ: соревнования пар, параллельная работа в группах по одной теме с последующей защитой результатов, работа в сменных парах. Такая работа дает значительный положительный эффект, если в ходе ее проведения царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия.

Работая с детьми любого возраста не стоит забывать о том, преподавание должно строится с учётом  следующих принципов:

  • научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
  • системность – организация системы работы со всеми участниками образовательных отношений;
  • комплексность – совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения;
  • превентивность – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирование на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
  • открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ;
  • технологичность – использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

 

     Любая компетенция формируется организацией работы учащихся в результате осознанной деятельности. Развитие ключевых компетенций на уроках является средством повышения грамотности школьников. Данная система работы по разным направлениям позволяет обеспечить психолого-педагогическое формирование компетенций обучающихся на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...

Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...

Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка в начальной школе

Статья содержит систему работы над безударными гласными, безударными падежными окончаниями имён существительных, безударными падежными окончаниями имён прилагательных, безударными личными окончаниями ...