Гуманно-личностная технология
методическая разработка
Это основная технология, которая применяется учителями нашей школы, которая официально считается Учреждением Гуманной Педагогики.
Урок, построенный на основе гуманно-личностного подхода, имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного урока. Об этом в описании технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanno-lichnostnaya_tehnologiya.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманно-личностная технология
Если без сердца идёте к детям, урок не состоится.
Технологии состоятся, а урок - нет.
Урок - это когда ребёнок набирает света.
Шалва Амонашвили
Любой урок строится по определённым законам. Он представляет
собой модель жизни, отрезок пространства, в котором проживаются многие
события в сжатом виде для того, чтобы из всего многообразия мира постичь
лишь малую его часть. Школьные уроки - это различные вариации на
главные темы жизни: «Что такое мир вокруг меня, и кто такой я в этом мире», и всегда он несет отпечаток мыслей, чувств учителя и его мировоззрения.
Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красочной
жизнью или превратить его в плоский и тоскливый отрезок времени.
Урок, построенный на основе гуманно-личностного подхода, имеет
ряд особенностей, отличающих его от обычного урока. Эти особенности
связаны с мировоззрением учителя, с его духовным гуманизмом.
Прежде всего, необходимо понять, что гуманный урок — это не
единовременная акция, а результат серьёзной и глубокой работы учителя над
самовоспитанием чувств, мыслей и поступков. Работа над уроком должна
проходить задолго до его начала и проявляться во многих обычных уроках в
виде постоянной совместной работы учителя и учеников над личностными
человеческими качествами. Поэтому главным условием проведения
гуманного урока является взращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности.
В ходе гуманного урока в детях взращиваются человеческие качества:
чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет. Эти человеческие качества не
подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации и
потому их нельзя сделать объектом анализа, рейтинговой оценки или
соревнований.
Человеческие качества учеников не могут быть развиты сами собой,
как естественное следствие процесса обучения. Чаще всего они вырабатываются в ходе побуждения со стороны взрослых.
Вот как писал В.А.Сухомлинский о педагогическом приёме побуждения: «В основе побуждения почти всегда лежит непосредственное обращение к чувству собственного достоинства, к здоровому самолюбию школьника. Но это обращение не должно превращаться в захваливание, - надо очень тонко, незаметно пробудить у воспитанника желание утвердить своё достоинство»
(Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. —
Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
Шалвы Амонашвили, 2002, стр. 194).
Иногда в систему воспитания отдельных школ входят дневники добрых
дел, рейтинг добрых дел класса и другая подобная система оценивания
нравственных качеств детей. Готовя урок Доброты, нам особо нужно обратить внимание на то, что «ни в коем случае не должны быть предметом похвалы проявления элементарной моральной культуры; большую ошибку допускают отдельные воспитатели, представляя как доблесть, готовность прийти на помощь человеку и т. п. Хвалить надо лишь в том случае, если ученик поднялся над требованиями азбуки моральной культуры»
В.А.Сухомлинский (там же, стр. 194).
На уроке следует усиливать воспитательные и нравственные аспекты
взамен обучающим приёмам, как ученику необходимо проявлять личностный, а не предметный, с точки зрения знаний, умений, навыков, интерес. Поэтому детский коллектив, с которым работает учитель, должен интересовать учителя не только с позиции успешности или неуспешности усвоения учебного материала. Для учителя важно увидеть в учениках достойных для общения личностей.
Об этом В.А. Сухомлинский писал так: «Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они воспитанники, а учитель - их воспитатель. Это общение должно пронизывать деятельность, не связанную с обучением, усвоением материала, оценками, успеваемостью и т.п. Здесь, в этом общении, все чувствуют себя равными, здесь каждый является, прежде всего, не учеником, а человеком. В таком общении каждый предстаёт перед вами не таким, каким делает его оценка, а таким, каков он есть, когда раскрываются все его человеческие способности и задатки. Само это общение и является неисчерпаемым источником той радости, которая навсегда оставляет отпечаток в эмоциональной памяти учителя, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются как счастливейшее время жизни»
(Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, стр.24).
Такое общение становится основой создания духовной общности. «Лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником, - пишет Ш.А. Амонашвили, – В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой»
(Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры — Рига: Паркс рекламай, 2006, стр. 77).
Учитель, который готовит урок, должен помнить, что есть главный
метод воспитания — это образ жизни самого воспитателя, учителя: его
благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление
совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем
окружающим. «Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать
его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость....
С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека; легко
понять, что значит при этом пример учителя. Большое духовное богатство
надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности
действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы
хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанников
пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов».
(Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. — Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, стр. 199).
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы строить урок на
основе устремления ребёнка на развитие, взросление и свободу. Вся система
уроков с точки зрения гуманной педагогики должна удовлетворять
стремление ученика к свободе, взрослению и развитию, только тогда и будут
созданы условия для того, чтобы ученикам можно было жить на уроках (думать, рассуждать, творить), а не просто слушать и усваивать материал.
Педагогическое мастерство учителя заключается именно в том, чтобы проживать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если этого не будет, то не возникнет важнейшего этапа урока обращения взгляда ученика на свой собственный духовный мир. Если удаётся обострить взгляд ребёнка внутрь себя, то это создаёт основную мотивационную ситуацию на уроке и настраивает детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением приобретали знания. В этом случае ученик пытается не просто усвоить содержание урока, а с его помощью ответить на самые важные для себя вопросы: «Каков мир вокруг него? Каково его место в этом мире? Как ему жить в нём?».
Гуманный урок – это совместное коллективное действие, направленное
на самосовершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает
как некий идеальный образ, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, сопереживает, сорадуется, ищет ответы на сложные вопросы и тем
самым побуждает к подобным действиям учеников. Взамен единоличного
оценивания учителя, которое преобладает на обычных уроках, нужно сделать
ведущими оценочные действия учеников (самоконтроль, самооценка, самопроверка).
Для урока существуют определённые законы, которые проявляются в
нём:
- Закон красоты и изящного исполнение урока.
- Закон Вдохновения: самому вдохновляться от детей и вдохновлять их.
- Закон Любви.
- Закон Творящего терпения.
Хороший урок не заканчивается после звонка. Он может продолжаться
в мыслях и поступках ученика даже в его взрослой жизни, и ещё он помогает учителю создавать новые уроки, хорошие уроки.
Какие же условия нужно соблюдать учителю, чтобы у него получился такой урок?
В книге Ш.А. Амонашвили «Учитель, Вдохнови меня на творчество!» находим ответ на этот вопрос:
«Во-первых, надо верить в Живые Небеса, верить, что есть Высшие
Миры, есть Царство Небесное, есть Бог...
Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было направлено только к
прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее благо; только на
творение добра. ...
В-третьих, нужно воспламениться возвышенными чувствами: любовью, добротой, терпением, преданностью, отзывчивостью...
В-четвёртых, нам надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия» (Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! — Хмельницкий, 2011. Стр.15-16).
Шалва Александрович Амонашвили — один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества.
Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-
личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики — К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других.
Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и
художественных произведений, многие из которых переведены на разные
языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и
совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию
гуманной педагогики".
Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он
предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение,
которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.
Главные признаки Гуманного урока:
- Главная фигура на уроке - Ученик
- На первом месте – воспитание Души и сознания ребенка
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка
- ЗУНы рассматриваются не как цель, а как средство воспитания и развития
- учащихся
- Происходит открытие ребенком себя в себе через содержание учебного материала
- Главный метод – диалог или полилог проблемного или поисково- исследовательского характера
- Тема, лейтмотив и девиз урока несут в себе гуманистический потенциал
- Отход от чрезмерной алгоритмизации и технологизации деятельности
- Свобода выбора учителем и учениками
- Обучение на высоком уровне сложности – от сложного к еще более сложному.
- Высокая мотивация детей и педагога, заинтересованность их в
- результатах труда.
Цель и задачи Гуманного урока - «Воспитание Благородного человека»
(Ш.А. Амонашвили)
- Духовно-нравственное воспитание и самовоспитание личности
- Научиться видеть разницу между «хорошо» и «плохо»
- Способствовать становлению в личности ребенка благородства и великодушия
- Помочь ребенку изыскать в себе самое ценное
- Создать условия для творчества и успеха каждому ребенку
- Урок предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к преодолению трудностей в познании.
Шалва Александрович Амонашвили: необходимое и недопустимое
на уроке:
• Дайте ученику одержать трудную победу над вами и над самим собой
• Возвысите ученика в собственных глазах и глазах одноклассников. Не
унижайте ученика на уроке.
• Помогите ученику перетянуть свое воображаемое будущее на сегодня. Не
попрекайте ученика прошлым.
• Укрепите в родителях веру и надежду в своего ребенка. Не доносите об
ученике родителям.
• Помогите ученику выйти из неловкого положения. Не стыдите ученика на
уроке.
• Будьте для ученика верным защитником и убежищем. Не предавайте его.
• Смотрите на сегодняшний облик ученика через его обнадеживающее
будущее. Не объявляйте ученику недоверие.
• Верьте, что в ученике победит духовность и добрый нрав. Не думайте об
ученике плохо.
• Стройте любые отношения с учеником с целью его воспитания и образования. Не предпринимайте в отношении ученика ничего, что не служит его воспитанию и образованию.
Дискредитирует урок: штампованность, однообразие, безликость; страх,
скука, безделие, принудительная форма бытия, злоупотребление учителем
своей властью.
Приемы Ш.А. Амонашвили и В.Г. Ниорадзе:
- Дорисовывание ребенка
- Исповедь
- Упражнение
- Свободный выбор
- Игра
- Притча
- Сколько детей - столько уроков
- Эпиграф к уроку
- Интеллектуальная разминка
- Добрая эпиграмма, мудрая карикатура
- «Снежный ком»
- Сюрприз детей и сюрприз учителя
- Творческое письмо
- Минуты высокой поэзии
- Рисуем словами
- Пакеты для родителей
- Пофантазируем
- Авторские сборники детей
- Отчет о прочитанной книге
- Пословицы и поговорки
- Философствование (мудрствование)
- Рукопожатие
- Слова – подарки
- Я — мудрец
- Парк Академус
- Домашнее задание для родителей
- Домашнее задание для учителя
- Памятник уроку
- День рождения урока
- Нашептывание на ухо
- Соавторство
- Дополнение
- Исследовательское познание
Гуманные приемы деятельности учителя и учащихся на уроке и
вне урока в школе «Наш дом»
- От образа к эмоциям
- Образ слова (пословица, поговорка, стихотворение)
- Коллективное чтение
- Откровение
- Взаимопомощь
- «Очищающие слезы»
- Подарок другу
- Ученик в роли учителя
- Триумф ребенка на уроке
- «Встреча с неизвестным»
- Посвящение урока ребенку
- Трудное задание
- Секреты учителя
- Добрые уроки
- Свободные уроки
- Белый и черный стулья
- Рождественские подарки
- Письмо другу
- Уроки для родителей
- Вопросы соседу
- Другое название
- Задания по выбору
- «Мужские и женские секреты»
- «Наболело» (разговор с глазу на глаз)
- Урок Прощения
- Притча
Девиз урока касается в первую очередь организации деятельности
учителя и ученика.
Примерные формулировки девиза урока:
- Правило трех В – «Внимание Взаимодействие Воображение» или «Взаимодействие Взаимопонимание Вера»
- Правило трех Д— «Думай Действуй Доказывай», «Думать Дискутировать Доказывать», «Думай Действуй Достигай»
- Правило трех H— «Настойчивость Находчивость Надежда»
- Правило трех Р — «Рассуждай Размышляй Рискуй»
- Правило трех С– «Стремление Сосредоточенность Сопереживание»
- Правило трех Т – «Труд Терпение Творчество»
- Правило трёх У – «Увлеченность Упорство Успех»
- Учение + Умение + Усердие = Успех
Девизом могут служить также высказывания известных людей, пословицы:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- Утверждающий богат, отрицающий беден
- Чем больше трудностей в борьбе, тем и победа будет краше. Лопе де Вега
- Не знаю, но узнаю
- Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим.
- Оно следует за нами подобно тени.
- Полезно слушать слова других
- Соображай, что делаешь. Биант
- Допустив ошибку, исправляй ее. Периандр
- Языком не опережай мысль. Хилон
- Каждому человеку дано свое дело, и каждому делу свое время. Эзоп
- Учиться следует на своих и чужих ошибках. Эзоп
Мобилизующее начало урока:
«Начало - половина целого» Пифагор
Начало гуманного урока – пролог, прелюдия, увертюра, трамплин.
- Эпиграф или лейтмотив урока
- Задача с юмором или с преднамеренной ошибкой
- Загадка
- Фрагмент литературного произведения
- Интересный вопрос
- Ситуация нравственного выбора
- Момент детектива, интриги
- Личные чувства учителя, его переживания
- Захватывающий эпизод
- Цитата, притча
- Демонстрация репродукции картины, рисунка, фотографии, предмета
- Быта
- Фрагмент видеофильма
- Парадокс или противоречие
- Современное состояние изучаемого
- Потрясающий факт (можно биографического характера)
Лейтмотив урока
Лейтмотив отражает содержательную его сущность и раскрывает принципы сотрудничества, сотворчества учителя и учеников на уроке.
Лейтмотивом могут служить высказывания известных людей, поэтические строки, пословицы, притчи, короткие рассказы, цитаты.
Лейтмотив может касаться как урока в целом, так и отдельных его этапов, либо организации деятельности ребят (групповой или фронтальной).
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе
возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной
творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики. »
(Амонашвили Ш.А.)
В школе «Наш дом» есть давняя традиция – ко дню рождения Шалвы Амонашвили проводить Уроки Доброты в его честь. Также ежегодно проводится неделя открытых Уроков Сердца.
Далее приведу конспект одного из моих уроков, в которых отражается гуманно-личностная технология.
Это урок обучения грамоте в 1 классе «Подарок буквы П»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничес...
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.
Выступления на школьном методическом объединении. Что значит личностно-ориентированный подход. Ключевыми словами личностно ориентированных тех...
Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью...
Обоснование использования гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили
Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.Любая у...
Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили)
Описание технологии. Цель. Алгоритм использования технологии...
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили....
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Описание технологии. Цель. Алгоритм использования технологии...