Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса
статья на тему
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования человека.
ФГОС ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью, а также пусть и небольшим, но лично им самим заработанным, а значит – крайне ценным, жизненным опытом.
При всем богатстве образовательных технологий учителю необходима значимая педагогическая идея, которая позволит гарантированно обеспечить достижение результатов, которых ждут от нас семья, общество, государство.
Такой путеводной педагогической идеей, позволившей гармонично сочетать всю совокупность актуальных образовательных технологий, во многом стала для нашей начальной школы гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gumanno-lichnostnaya_tehnologiya_osnova_postroeniya_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунициципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ «Гимназия № 5»
Региональная научно-практическая конференция
«Гуманизация образования как условие развития личностных и социально значимых качеств учащихся»
Выступление на тему:
«Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса»
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5»
Елисеева Ольга Михайловна
17 февраля 2016 г.
Гуманно-личностная технология как основа построения современного образовательного процесса
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. Главной задачей современной школы является создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.
Наша гимназия была включена в работу по реализации ФГОС НОО в сентябре 2010года. Это событие не только потребовало фактически выстраивания нового образовательного пространства внутри гимназии, но и повлекло за собой определенные изменения в подходах, педагогическом мировоззрении самих учителей. Творческой группой учителей, стоявших у истоков внедрения ФГОС нового поколения в нашей гимназии, была проделана огромная, напряженная и, как показала жизнь, ценнейшая работа по формированию единых подходов, рабочих программ, уточнению целей и полной парадигмы ожидаемых результатов на каждой ступени обучения в начальной школе. При этом речь идет не только об основных предметах школьной программы, но и о внеурочной деятельности.
Почему же переход на ФГОС потребовал от начальной школы таких значительных усилий и изменений?
Возможно, ключевой фактор при поиске ответов на этот вопрос заключается в изменении роли и задач всех участников образовательного процесса:
ФГОС нового поколения ставит в центр школьного мироздания личность ребенка с его особенностями, потребностями, уникальной индивидуальностью, а также пусть и небольшим, но лично им самим заработанным, а значит – крайне ценным, жизненным опытом.
Основные ожидаемые результаты — развитие личности учащихся, говоря словами Ш.А. Амонашвили, становление «профессионального ученика», раскрываются, прежде всего, через систему основных педагогических задач начального образования:
- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться, понимаемое как способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — мотивационно-смысловой, познавательной эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Обновленные требования к результатам предполагают изменение взглядов учителя на свою профессиональную и человеческую роль в этом сложном и увлекательном процессе. И, разумеется, должен меняться сам урок. При всем богатстве предлагаемых технологий и подходов к образовательным методикам современной школы каждому учителю необходима значимая педагогическая идея, которая позволит гарантированно обеспечить достижение результатов, которых ждут от нас семья, общество, государство.
Такой путеводной педагогической идеей, позволившей гармонично сочетать всю совокупность разнообразных технологий, методов и приемов, предлагаемых современной педагогической наукой, во многом стала для нашей начальной школы гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили.
Все концептуальные особенности данной технологии послужили основой для построения педагогической деятельности в начальной школе Гимназии. На каждом уроке дети учатся не только решать разнообразные задачи, писать без ошибок, объяснять физическую картину мира.
1. Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»
На уроках опытных и всегда молодых душой учителей нашей начальной школы ученики
- получают опыт сопереживания, сочувствия при обсуждении поступков героев произведений на уроках литературного чтения Кариной Т.В., Божановой С.В., Магалашвили У.В. На уроках-театрализациях Кожевниковой Г.Я. ученики обнаруживают, как трудно бывает порой поставить себя на место другого человека, признавать свои ошибки, прощать несовершенства близких и друзей.
- на уроках Молотовой Г.В., Сучковой Т.А., Климовой А.А., Елисеевой О.М. осознают и пропускают через свои взрослеющие души всю красоту и хрупкость окружающего мира – таким образом учатся гуманному отношению к природе родного края, подкрепляя эти личностные и духовные открытия простыми и благородными поступками, когда под руководством учителей развешивают и поддерживают в течение всего сезона холодов кормушки для зимующих птиц, собирают и сдают макулатуру, отработанные батарейки, чтобы сохранить чистым и здоровым мир родной природы.
2. Автор технологии считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. «Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль.»
- Педагоги нашей гимназии мастерски владеют методическим арсеналом для формирования способностей к самостоятельному критическому мышлению на уроках с применением технологии проектного и проблемного обучения. На уроках Занегиной Н.В., Колпаковой А.В. дети учатся технологиям сотрудничества, эффективной коммуникации при групповой и командной работе для решения разнообразнейших учебных и вполне бытовых задач.
Не менее эффективно применение гуманно-личностной технологии и на занятиях по программам внеурочной деятельности, чей потенциал еще только предстоит оценить и использовать в полной мере, т.к. она является одним из эффективных механизмов реализации ФГОС.
Более того, возможно, именно внеурочная деятельность соответствует как нельзя лучше идеям гуманно-личностной педагогики, т.к. не предполагает числового оценивания образовательной деятельности учеников.
3. Как известно, Амонашвили категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений». Эти утверждения великого педагога звучат потрясающе актуально и дают опору для поиска и внедрения иных форм оценивания, более естественных для младших школьников, как, например портфолио, навыки самоанализа, рефлексии, широко применяемые на занятиях практически всеми педагогами нашей начальной школы.
4. Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником.
- На занятиях О.В. Власовой «Тропинка к своему Я» дети учатся осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, «работают» со своими страхами, трудностями в общении, обретают позитивный опыт отношений с окружающими и своими чувствами.
- На занятиях курса «Моя малая Родина» ученики нашей начальной школы осознают себя гражданами своего родного города, всей нашей огромной страны, в процессе занятий-экскурсий, бесед, встреч с интересными людьми нашего города ощущают свою причастность к истории и современности родного края.
- Более того, на занятиях курса ОРКСЭ Патриной Н.П. учащиеся испытывают первый уникальный опыт высокого учительского доверия и возможность попробовать себя в настоящей «Взрослой» преподавательской деятельности, т.к. Нина Павловна доверяет своим ученикам подготовку и проведение некоторых занятий курса ОРКСЭ.
5. Следующий принцип, которого придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».
Этому принципу соответствует еще одно важнейшее направление работы педагогического коллектива гимназии – проектная деятельность.
Разумеется, младшие школьники не могут создать полностью самостоятельный проект в силу своего возраста, недостаточности инструментария, жизненного и научного опыта. Но именно проектная деятельность позволяет каждому ребенку проявить свои интересы, возможности, природные таланты и склонности в творческой, созидательной и познавательной деятельности!
В гимназии плодотворно работает научное общество учащихся «Поиск», три года назад в рамках инновационного проекта – «Ресурсного центра «ИНТЕЛЛЕКТ» - было создано научное общество начальной школы - «Светлячок». За это время усилиями детей в совместном труде с учителями и родителями были созданы сотни интереснейших и, часто, довольно неожиданных, но всегда искренних детских проектов, посвященных самым разнообразным сферам жизни.
В этом ряду особняком стоят проекты, подготовленные для конференции «Права человека глазами ребенка». В них дети поднимают общечеловеческие проблемы, заявляют о своей гражданской и человеческой позиции в те моменты, когда многие взрослые стыдливо или просто устало отводят глаза. В прошлом году учащиеся наших третьих классов успешно презентовали свои проекты, посвященные проблемам инвалидов в нашем обществе, вопросам обеспечения здоровья нации на областной конференции «Права человека глазами ребенка».
5. По утверждению Амонашвили«Жизнь детей в школе и вне её должна быть яркой, красочной. Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»
Эти слова вспомнились на презентации проекта учеников 3 класса (учитель Сучкова Т.А.) «Дети – герои войны», когда ни дети, ни взрослые, внимавшие голосам 10-летних авторов, не могли сдержать слез сопереживания и сочувствия героям их рассказа!
Таким образом, становится очевидным, что различные элементы гуманно-личностной технологии мы можем увидеть на каждом уроке каждого учителя в нашей начальной школе, т.к. высокий гуманистический посыл «школы жизни» Амонашвили естественным образом перекликается с концепцией духовно-нравственного развития, которая является неотъемлемой составляющей ФГОС и служит лейтмотивом тех ожиданий, которые возлагают семья, общество, государство на школу в наше сложное время.
Дорогу осилит идущий. Идти вперед гораздо легче, когда ясно видишь цель и оснащен средствами для ее достижения. Опыт начальной школы нашей гимназии ясно показывает, что самые сложные и смелые педагогические цели вполне достижимы, когда за дело берутся истинные профессионалы, влюбленные в свою высокую миссию, которую великий педагог-гуманист Ш. А. Амонашвили обозначил просто «Дари себя детям!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий
Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...
Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.
В данной работе рассматривается вопрос по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....
«Технологии современного образовательного процесса»
Выступление на педагогическом совете от 18февраля 2016г....