Мастер - класс Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальных классах
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Цель - научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Тема «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальных классах»
22 декабря 2022 г.
Цель – научить применять активные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах.
Задачи:
- Познакомить участников с АМО
- Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер класса между собой.
Ход мастер – класса
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Я рада приветствовать вас в этом зале. Позвольте начать мастер – класс вот с такой притчи.
Притча «Все в твоих руках»
Давным – давно в одном старинном городе жил Мастер, окруженный учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Мастер, скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Как этого добиться? Все просто, как в притче: «Все в наших руках»
- Тема моего мастер – класса «Активные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах»
- Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
- Китайская мудрость гласит:
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать, и я научусь»
- Как показывают исследования немецких ученых:
- человек запоминает только 10% того, что он читает
- 20% того, что слышит
- 30% того, что видит
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях
- 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
- Вот почему необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
- Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах урока. В этом нам поможет всем известное произведение Ивана Андреевича Крылова, басня «Ворона и лисица»
Давайте вспомним содержание басни (читаем)
1. Метод начала урока.
Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. Такие методы помогают эффектно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке.
Метод «Здороваемся глазами»
Цель – приветствие, создание положительного настроя на работу.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь в ответ мне улыбнуться глазами.
Метод «Поздоровайся локтями» (объясню, но не выполним)
Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Ученики выходят к доске, образовывают круг. Складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в противоположные стороны. За 2 мин ученики должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Метод «Разминка»
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.
- Какое сегодня число? А день недели?
- Вытянутый круг?
- На чем путешествовал Емеля?
- Как называется рот у птицы?
- Кто сидит на троне и управляет царством?
- Наименьшее однозначное число.
- Ее наклеивают на конверт.
- Молодцы! Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
3. Методы презентации учебного материала.
Метод «Кластер».
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить новыми. Данный метод может быть использован на разных этапах урока.
Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
- Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю вам составить кластер по теме БАСНЯ
(составляют кластер и представляют результат работы)
Метод «Кубик Блума». Это один из приемов технологии критического мышления уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Возможны два варианта работы:
1. Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
2. Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы – задания требуют определенной подготовки.
На гранях кубика написано начало фраз:
- Назови …
- Почему …
- Объясни …
- Предложи …
- Придумай …
- Поделись …
- Ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: с какого слова должен начинаться вопрос, адресованный коллегам.
Назови – воспроизведение полученных знаний.
Почему – позволяет сформулировать причинно – следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни – уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи – свое видение проблемы, свои идеи, которые позволяют применить то или иное правило.
Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись – вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны данной темой.
- Сейчас, мы используем данный метод на этапе осмысления. Мы уже прочитали басню. Будем работать с кубиком. Вы по очереди кидаете кубик и задаете вопрос по теме урока своим коллегам, обязательно адресуете, кому задаете вопрос.
5. Метод релаксации.
Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться и расслабиться.
Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.
Метод «Постройся по росту»
Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию.
Проведение: дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту.
ИЛИ ИЛИ
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Проведение: если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.
6. Методы подведения итогов.
Метод «Синквейн».
На этапе обобщения знаний используем прием СИНКВЕЙН. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
- Последняя строчка – это слово – синоним. Отражаем свое отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Уважаемые коллеги, члены жюри, сейчас, попрошу вас составить синквейн со словом БАСНЯ.
В заключении хочу отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны детям. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Метод «Рефлексия». Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС.
Метод «Солнышко и туча»
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучку.
Оценка результата: по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по данной теме.
Данные методы побуждают учащихся к самооценке.
Метод «Рефлексия».
Назовите на первую букву Вашего имени ваше мнение о мастер – классе.
З – замечательно
На доске или у каждого ребенка картинки с изображением:
Чемодан – беру с собой.
Мясорубка – надо обдумать
Корзина – не буду пользоваться.
Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной информацией на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...
Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Применение активных методов обучения на разных этапах урока
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...

Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....