Критериальное оценивание как начало формирования самооценки младшего школьника
учебно-методическое пособие (1 класс)

Кольцова Анжелика Семёновна

Критериальное оценивание как начало формирования  самооценки младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx408.91 КБ
Файл rabochiy_list.docx722.65 КБ
Файл moy_master_klass.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Учитель Данилова Е.Н..

Кольцова А.С.  

ГБОУ гимназии №271 Красносельского района

Санкт–Петербурга им. П.И. Федулова

 Мастер -  класс

Тема: Критериальное оценивание как начало формирования  самооценки младшего школьника 

Цель: показать приёмы работы по формированию самооценки младшего школьника.

Задачи:

- познакомить с понятием «критериальное оценивание»; 
- показать приёмы работы по организации деятельности учащихся по формированию самооценки учащихся; 

- рассмотреть приемы работы на примере урока письма в начальной школе;

- побудить к использованию приёмов в работе педагога; 

Вступительное слово:

Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.

Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.

Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.

Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует бальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития.

Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Несмотря на это, мы понимаем, что любая работа должна быть оценена. Но как? Для этого существуют приёмы безотметочного оценивания, основанные на следующих принципах:

  • Является   постоянным  процессом
  • Основными критериями являются  ожидаемые результаты
  • Оцениваться с помощью отметки могут  только результаты деятельности ученика, а не его личные качества
  • Критерии и алгоритм выставления отметки  известны заранее учителю и ученикам
  • Критериальная система оценивания выстраивается таким образом, чтобы школьники включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

На уроках в начальной школе мы применяем следующие приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:

• «Волшебные линеечки»

• Словесное оценивание

• Знаковая символика

• «Лесенка»

• «Солнышко»

• «Подъём в гору»

• «Дерево успеха»

• «Радуга»

• Карта достижений

«Светофор»

• Портфолио

Таким образом, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

МАСТЕР- КЛАСС

Вам будут представлены задания на разных этапах  урока письма, проведенного в 1 классе.

Тема: Письмо слов и предложений с изученными буквами

Цель: закрепление навыка каллиграфического письма.

Задачи:

  1. Формировать умения копировать слова и предложения используя образец.
  2.  Развивать умение составлять алгоритм самооценки.
  3. Формировать умение применять установленные правила в планировании способа выполнения заданий.
  4. Создать условия для применения знаний, способов действия и проверки полученных знаний в новой ситуации.

 

Задание 1.

  Задачи данного задания : показать необходимость введения критериального оценивания и его принципов.

- нарисуйте дом и оцените свою работу при помощи «светофора»

-оцените сою работу используя предложенные критерии. Когда оценить работу было легче? Почему?

- теперь нарисуйте дом по заранее известным критериям. Оцените работу. В каком случае оценка была выше? Почему?

- сформулируйте принципы критериального оценивания.

       

Задание 2

  Задачи данного задания: формулировка  критериев оценивания на уроках письма.

- рассмотрите образец записи предложения. Заполните таблицу допущенных ошибок.

- сформулируйте критерии, по которым будет оцениваться работа.

- рассмотрите образец записи предложения ученицей.

- какие ошибки она допустила при выполнении этого задания?

- заполните таблицу.

- Оцените работу используя приём оценки «светофор».

       

Задание 3

Задачи данного задания: формирование умения записывать предложение по заранее известным критериям и выполнять самооценку своей работы.

- Запиши предложение по образцу, пользуясь заранее сформулированными критериями.

- Выполни самооценку по критериям, используя приём «волшебная линеечка».



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

  1. Нарисуйте  дом

  1. Определите  ошибки, допущенные Аней

       

Условные обозначения

Оценка работы

 «+» или «-»

1.

2.

3.

4.

   

  1. Скопируйте образец

  1. Определите ошибки в своей работе                         5. Оцените работу

           по «Волшебной линеечке»

Условные обозначения

Оценка работы

 «+» или «-»

1.

2.

3.

4.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Использование элементов критериального оценивания в 1 классе » Кольцова Анжелика Семёновна, у читель начальных классов, п ервая квалификационная категория

Слайд 2

Рисунки дошкольников

Слайд 3

Рисуем дом Фундамент - 1 б. Ступени -1б. Перила -1б. Дверь -1б. Окно – 1б. Окно на чердаке – 1б. Водосточная труба – 1б. Труба на крыше – 1б. Трава возле дома – 1б. 0–3 б. «2» 4.5 б. «3» 6,7 б. «4» 8,9 б. «5»

Слайд 4

Принципы критериального оценивания Является постоянным процессом Основными критериями являются ожидаемые результаты Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, а не его личные качества Критерии и алгоритм выставления отметки известны заранее учителю и ученикам Критериальная система оценивания выстраивается таким образом, чтобы школьники включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

Слайд 5

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений «Волшебные линеечки» Словесное оценивание Знаковая символика «Лесенка» «Солнышко» «Гора успеха» «Дерево успеха» «Радуга» «Светофор» Портфолио

Слайд 6

Формулировка критериев на уроке письма № Пример записи Ошибки 1. 2. 3. 4. . . . в наклоне в размере в расстоянии между элементами в количестве элементов

Слайд 7

Формулировка критериев на уроке письма № Условные обозначения Оценка работы «+» или «-» 1. 2. 3. 4. . . .

Слайд 8

Волшебные линеечки А П ? А – аккуратность П – правильность

Слайд 9

Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...

Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Значимость  проектно-исследовательской  деятельности младших школьников для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Разработка системы оценивания проектно-исследовательско...

Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...

Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

«Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»

Методическое пособие к примерной программе по предмету «Физическая культура» 1-4 классы представляет собой возможность соединения традиционной (отметочной) и балльно - рейтингово...

Контрольно-измерительный материал к методическому пособию «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»

Среди важнейших основных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе традиционно сводятся преимущественно к выявлению уро...

Использование элементов формирующего оценивания при работе с младшими школьниками

     Умелое применение разных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать о...