Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников
статья на тему

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_23.04.2016.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

"Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Королева Московской области "Гимназия №9"

Соловьева Елена Викторовна

учитель начальных классов

слайд 1

Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства.

слайд 2

Проектное обучение поощряет и усиливает                                             истинное учение со стороны учеников,                                          

   расширяет сферу субъективности в процессе                                          самоопределения, творчества и конкретного                                        

  участия

 В. Гузеев

        Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся,  их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

слайд 3

       

        Главная идея проектной деятельности -  направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.   Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников всех ключевых компетенций: коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

  1. Изменились  результаты, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

        Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

        Над проблемой создания условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации, формирования  и приобретения  исследовательских умений, мотивированному использованию изученных технологий на практике,  выработке самостоятельности и  инициативы,  способствующих развитию творческих способностей,   формирования активной жизненной позиции в нашей гимназии педагоги задумались давно.

слайд 4

        В результате поисков и размышлений  родилось "Научное Общество Учащихся" . И вот уже 13 лет ведется планомерная работа. Цель  "Научного общества" - выявление и формирование личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении.

слайд 5

        Основные направления деятельности НОУ:

1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке к участию в конкурсах и конференциях.

4.Подготовка, организация, проведение научно-практических конференций и участие в них обучающихся.

        В рамках "НОУ" для обучающихся начальной школы работает "Малая академия".

слайд 6

        С понятием проект обучающиеся знакомятся уже в первом классе. К февралю месяцу учащиеся вместе с родителями готовятся к защите проекта "Азбука". Учащиеся выбирают тематику работы, занимаются поиском материала, оформляют результаты проекта в произвольной форме. (Азбука ассоциаций, Азбука рукоделья, Азбука оригами и т.д.) Далее - презентация работы перед классным коллективом и родителями. Эта работа очень увлекает учащихся, а также их родителей.

слайд 7

        Со 2 класса учащиеся начальных классов принимают участие в ежегодной Научно-практической конференции со своими исследовательскими  работами.

слайд 8

 Работы самые  разнообразные по тематике и классификации :

        Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Примеры: "Как слышат змеи?" , "Пестрый снег", "Исследование сигналов wi-fi " «Братья – близнецы:  Храм Василия Блаженного  и Храм Воскресения Христова», "Имеет ли воздух вес?"

слайд 9

        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Примеры: "Жвачка", "Почему плачет монстера?", "Немного о газированный напитках", "Незаменимые помощники пограничников", "Народная кукла в быту т обрядах наших предков"

слайд 10

        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Примеры: "Ах, валенки, валенки", "Куклы своими руками", "Адвент-календарь", "Берестяная грамота", "Операция М", "Полезный мусор"

слайд 11

        В начальной школе  с детьми работает классный руководитель, выбранный куратор (например, учитель биологии, химии и т.д.), родители.

Выступление проходит в форме стендовой сессии, а также в виде презентаций. 

В соответствии с современными подходами к обучению , любой метод, в том  числе и проектная деятельность, должен быть диагностичным. Проект – это не просто отбор и систематизация материалов, это всегда творчество в самых разных проявлениях.

Как оценить работу, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему?

 Как избежать конфликтных ситуаций при оценивании?

Сделать это с позиции только школьной отметки невозможно. Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка способна дискредитировать самую прекрасную идею.

Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) — залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Мы в гимназии много над этим работами и пришли к выводу, что оценивать надо продукт, процесс проектной деятельности, оформление и защиту проекта. Члены жюри заполняют протоколы по итогам выступлений участников конференции.

Работы в начальной школе оцениваются по следующим критериям:

  1. Практическое значение работы
  2. Оригинальность и творческий подход
  3. Эрудированность автора
  4. Композиция работы (формулировка цели и задач, ясность изложения, логика перехода от концепции к выводам)
  5. Ораторское мастерство

        Поощрение участников проходит на ежегодном празднике "Весенние надежды". Стараемся поощрить большую часть учащихся, поэтому победители и призеры распределяются по номинациям.  Например, в этом году

слайд 12

  • «Шаг в науку.  Дебют»
  • «Информационно-реферативное исследование»
  • «Россия вчера, сегодня, завтра. Поиски и открытия»
  • «Молодежь третьего тысячелетия. Взгляд в будущее России»
  • «Сохранение семейных ценностей»
  • «Грани науки. Взгляд молодых»
  • «Искусство и спорт через призму науки»
  • «Практическая реализация проекта»
  • «Человек и природа. Беречь, сохранять, преумножать»
  • «Оригинальность и новаторский подход»

слайд 13

Наши учащиеся не ограничиваются рамками гимназии. Очень часто наши гимназисты  выходят с работами на всевозможные конкурсы,  фестивали  исследовательских работ и  творческих проектов младших школьников.

("Ломоносовские чтения", г.Химки, "Веговские чтения", олимпиада "Созвездие" )

        Родители   – активные участники проектной деятельности. На родительском собрании уже в 1 классе  разъясняется суть, значимость проектной деятельности для развития личности  детей. Классные руководители знакомят с этапами работы над проектом, ролью и формами участия  родителей  по мере взросления детей, готовят памятки для детей и родителей по проектной деятельности. При этом уточняется, что родители выступают в роли помощников в организации работы над проектом, помогают в  оформлении.

слайд 14

В 2015/2016 году выпускники 4 классов (пятиклассники) в марте месяце впервые проходили  промежуточную аттестацию, определяющую уровня сформированности метапредметных компетенций обучающихся в рамках защиты индивидуальной проектной работы. В начале учебного года с учащимися и родителями была проведена предварительная работа, были даны разъяснения по поводу написания и оформления, предложены критерии оценивания, предложен примерные перечень тем для работ.

 Защита проходила в виде стендовой сессии по следующим критериям:

  1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося (функциональность,  эстетичность, эксплуатационные качества, оптимальность,  новизна, оригинальность, уникальность)
  2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося (актуальность,  содержательность, разработанность, завершенность, наличие творческого компонента в процессе проектирования, самостоятельность)
  3. Оценка оформления проекта (соответствие стандартам оформления, системность, аналитичность, лаконичность, дизайн, наглядность )
  4. Оценка  защиты (презентации) проекта (качество доклада, ответы на вопросы, личностные проявления докладчика)

Хочется сказать, что пятиклассники с достоинством презентовали свои работы.

        В заключении хочется сказать, что в проектной деятельности изменяется роль учителя, он превращается из «руководителя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования.

слайд 15

Педагог в ходе руководства проектом имеет много ролей:

  • Энтузиаст – вовлекает учащихся в проектную деятельность, поддерживает и поощряет детей.
  • Специалист – обладает знаниями и умениями и делится ими с детьми.
  • Руководитель – руководит ходом работы.
  • Координатор.
  • Эксперт – анализирует результаты выполненного проекта.

слайд 16

         Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое.   Где каждый ученик – строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.   Где все время надо торопиться успеть; где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, остаться интересным всегда; дарить окружающим свою энергию, знания, умения; торопиться узнать новое; торопиться не опоздать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с ...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Компетентностный подход в развитии и совершенствовании у младших школьников фонетических знаний и умений

Живая речь, игра с живым звуком  на уроках русского языка очень интересна и важна для учеников младших классов. Лингвисты и методисты исчерпывающе обосновали, что обучение правописанию опирается ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...