Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников
статья (3 класс) по теме
Значимость проектно-исследовательской деятельности младших школьников для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Разработка системы оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников с учетом развития УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_proektnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Система оценивания проектно-исследовательской
деятельности младших школьников».
Автор: Устюжина Надежда Ивановна,
учитель 1 квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Мензелинска РТ
Представляю Вашему вниманию мини-проект на тему «Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Свою работу я начала с изучения нормативных документов ФГОС НОО, ФГОС ООО, Оценка планируемых результатов ФГОС НОО, Примерная образовательная программа ФГОС НОО, ФГОС ООО, Планируемые результаты ФГОС НОО, А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников». В них я прочитала о целях, задачах проектно-исследовательской деятельности, как и в каких формах, она организуется. Но в данных источниках недостаточно подробно говорится о том, как оценивать проектно-исследовательскую деятельность уч-ся.
Следующим этапом моей работы явилось изучение опыта учителей нашего Мензелинского района по оцениванию проектно-исследовательских работ уч-ся и здесь я столкнулась с проблемой: при оценивании проектов на уровне школы и на уровне района одна и та же работа получает разные баллы. Почему?
Во-первых, наблюдается различие самих критериев и их количество;
Во-вторых, у учителей неодинаковая сумма баллов за каждый критерий;
В-третьих, главными показателями проекта учителя считают социальную значимость проекта, форму его представления, подготовленность выступающих. Безусловно, это важные показатели, но та часть работы, где ученики учатся ставить цель, формулировать задачи, планировать свою работу, сотрудничать между собой - остается невидимой, и как правило не оценивается жюри, а это и есть универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Передо мной встала цель:
- Разработать систему оценивания проектно-исследовательской деятельности с учетом развития УУД младших школьников
Вот что у меня получилось:
Мой оценочный лист состоит из двух частей.
1 часть - это оценивание «внешних» показателей результата проектной деятельности, в неё входит два аспекта: ЗАЩИТА ПРОЕКТА и ПРОДУКТ ПРОЕКТА,
2 часть - это оценивание «внутренних» результатов проектной деятельности, т.е. показателей сформированности УУД уч-ся.
Каждый аспект имеет свои критерии оценивания.
Рассмотрим 1 аспект - ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Критериями данного аспекта оценивания являются:
- Актуальность;
- Содержание;
- Дизайн презентации;
- Личные проявления докладчика.
Особо хочу обратить Ваше внимание на последнем критерии:
- «Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта».
Данный критерий редко включается в оценочные листы, но он необходим, потому что, начиная с начальной школы, мы должны научить ребенка внимательно слушать вопрос, не бояться отвечать на вопросы и уметь отстаивать свою точку зрения, что не совсем получилось у девочки, Арина растерялась, отвечая на вопросы и заработала в данном критерии только 1 балл.
Рассмотрим 2 аспект - ПРОДУКТ ПРОЕКТА
Критериями данного аспекта оценивания являются:
- Функциональность;
- Эстетичность;
- Оригинальность;
Данный аспект оценивания можно предложить для проектных работ, которые идут на конкурс, но если мы, учителя, хотим проследить развитие УУД у уч-ся в течение проектно-исследовательской деятельности, то нам необходимо учитывать не только «внешний» результат выполнения проекта, но и «внутренний», т.е. все критерии УУД.
В этом нам поможет следующий аспект оценочного листа «Сформированность УУД».
Перед вами оценочный лист формирования УУД на всех этапах выполнения проекта.
1этап - организация проектно-исследовательской работы
2 этап - включает в себя 2 блока: поисково-исследовательская работа и обобщение работы над проектом.
3 этап - презентация проектно-исследовательской работы.
В итоге получается сводный оценочный лист сформированности УУД.
Видно, что уровень развития УУД становится более высоким, следовательно, делаем вывод: Проектно-исследовательская деятельность имеет большую значимость в развитии УУД и обеспечивает компетенцию «научить учиться».
Оценочный лист уч-ся ____ класса МБОУ «СОШ№__» г.Мензелинска РТ
(Фамилия. Имя ________________________________)
Сводная ведомость баллов оценивания проектной работы
№ п/п | Аспект оценивания | Баллы | |
I. | 1 | Защита проекта (презентация) | |
2 | Продукт (результат ПДУ) | ||
Итого баллов: | |||
II. | Сформированность УУД | Уровень % |
Оценивание проектной деятельности учащегося
Аспект оценивания | Критерии оценивания | Показатели | Максимальное количество баллов - 2 за каждый критерий оценки |
(все + - 2 балла, если есть - то 1 балл) | |||
1. Защита проекта (презентация) | 1.1.Актуальность | Обоснование проблемы (Практическая направленность , социальная значимость) | |
1.2.Содержание | Последовательность и логичность; | ||
Материал изложен в доступной форме; | |||
Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; | |||
Взаимодополнение текста и видеоряда; | |||
Библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | |||
Соблюдение регламента выступления | |||
Количество баллов: | |||
1.3..Дизайн презентации | Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; | ||
Диаграммы, рисунки, таблицы привлекательны и соответствуют содержанию; | |||
Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами. | |||
Количество баллов: | |||
1.4.Личные проявления докладчика | Уверенность в себе, владение собой; | ||
Культура речи и её эмоциональная окрашенность. | |||
Количество баллов: | |||
1.5. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта | Понимание сущности вопросов и адекватность ответов; | ||
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов | |||
Аргументированность и убедительность | |||
Количество баллов: |
Аспект оценивания | Критерии оценивания |
Показатели критерия | Максимальное количество баллов - 2 за каждый критерий оценки |
2 .Продукт проекта (фиксация результатов исследования) | 4.1. Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | |
4.2. Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | ||
4.3. Оригинальность | Своеобразие, необычность | ||
Общее количество баллов: | |||
Итого баллов: |
Максимальное количество баллов: 16 баллов
Уровни: Высокий уровень - от 12 до 16 баллов (Оценка “отлично”)
Средний уровень - от 6 до 11 баллов (Оценка “хорошо”)
Низкий уровень - до 5 баллов (Оценка “удовлетворительно»)
Приложение №2
Оценочный лист формирования УУД младших школьников в проектной деятельности
I этап - Организация проектно-исследовательской работы | ||||
Цели: | УУД | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
1. | Обсуждение и постановка исследовательского вопроса | Слушает и понимает речь других, выражает свои мысли | ||
2. | Определение предмета и объекта исследования | Ставит цель, формулирует задачи совместно со взрослыми | ||
3. | Формулирование цели и задач проекта | |||
4. | Составление плана работы | Определяет последовательность действий с учетом конечного результата (план) | ||
II этап - Поисково-исследовательская работа | ||||
Цели: | УУД | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
1. | Поисково-собирательная работа | Добывает новые знания через различные источники информации, | ||
2. | Обработка собранного материала | Перерабатывает информацию (сравнивает, группирует, делает выводы) | ||
3. | Планирование работы по изготовлению продукта и его изготовление
| Принимает и выполняет практические задачи | ||
С помощью взрослого прогнозирует промежуточные цели с учетом конечного результата | ||||
Работает по плану; | ||||
Контролирует выполнение задания; | ||||
Вносит коррективы. | ||||
При помощи взрослых устанавливает рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничает с одноклассниками | ||||
III этап - Презентация проектно -исследовательской работы | ||||
Цели: | УУД | |||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
1. | Подготовка презентационного мероприятия (продумывает формы мероприятия: компьютерная презентация, стенгазета, спектакль и др.) | Мобилизует волевые усилия (волевая саморегуляция) | ||
2. | Проведение презентационного мероприятия | Преобразовывает объект в знаково-символическую модель при помощи взрослого | ||
Использует различные языковые средства для высказывания своих мыслей и чувств | ||||
3. | Подведение итогов проектно-исследовательской работы (самооценка, рефлексия) | Свободно и аргументировано оценивает решенные им задачи |
Приложение №3
Оценочный лист формирования УУД в проектной деятельности
Уч- ся ____ класса Фамилия Имя ___________________________
Регулятивные УУД | 2 класс | |
(1 + за каждое сформированное УУД) | ||
1. | Определяет последовательность действий с учетом конечного результата (план) | |
2 | Принимает и выполняет практические задачи | |
3 | Прогнозирует с помощью взрослого промежуточные цели с учетом конечного результата | |
4 | Работает по плану; | |
5 | Контролирует выполнение задания; | |
6 | Вносит коррективы. | |
7 | Мобилизует волевые усилия (волевая саморегуляция) | |
8 | Свободно и аргументировано оценивает решенные им задачи | |
Количество +: | ||
Познавательные УУД | ||
1 | Ставит цель, формулирует задачи совместно со взрослыми | |
2 | Добывает новые знания через различные источники информации, | |
3 | Перерабатывает информацию (сравнивает, группирует, делает выводы) | |
4 | Преобразование объекта в знаково-символическую модель при помощи взрослого | |
Количество +: | ||
Коммуникативные УУД | ||
1 | Слушает и понимает речь других, выражает свои мысли | |
2 | Устанавливает при помощи взрослых рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничает с одноклассниками | |
3. | Использует различные языковые средства для высказывания своих мыслей и чувств | |
Количество +: | ||
Итого +, % сформированности: |
Уровни сформированности УУД (максимальное количество 17+ 100%)
«Высокий уровень» - от 14 до 17 + (83-100%)
«Средний уровень» - от 7 до 12 + (41-77%)
«Уровень ниже среднего» - до 6 + (до35%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".
Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....
Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников
Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...
Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...
Система упражнений по подготовке к проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Система упражнений по подготовкек проектно-исследовательской деятельности младших школьников...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....
Система оценивания проектно-исследовательских работ.
Данный материал содержит методические рекомендации по оцениванию проектно-исследовательских работ....