Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.
статья (3 класс) на тему
Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении данных проблем, может они есть и у моих коллег?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lichnostnye_rezultaty_obucheniya.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Именно это и предполагают личностные результаты обучения.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностные планируемые результаты обучения– это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Пути формирования личностных универсальных учебных действий:
- через материал учебных предметов (что находит отражение и в рабочих программах по предметам);
- через воспитательные мероприятия класса и школы (отражение в плане воспитательной работы);
- через различные внеурочные занятия, главной целью которых и является развитие личностных качеств.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностныйморальный выбор.
Задачи развития личностных УУД эффективно решаются при следующих условиях:
- Использование современных форм обучения (метод проектов, исследовательская деятельность).
- Системно - деятельностный подход к обучению.
- Организация внеурочной деятельности.
Как же можно оценить личностные результаты обучения? Через проведение специальной диагностики. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ(обращенных ко всему классу)
Диагностика личностных результатов.
На этапе предварительной диагностики использовалась методика «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой). Эта методика позволяет выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
На дальнейших этапах обучения с помощью различных опросников проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Задание в общем виде: Дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде.
Где фиксируются результаты? В «Портфолио ученика».
Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Результативность
Отследить личностные результаты обучения в 3 В классе, в котором я работаю, было сложно, так как не было проведено в 1 и 2 классах диагностирования, так как дети приходили из разных школ без каких либо фиксированных результатов. Могу сравнивать только 1 полугодие и 2 полугодие.
Уровни развития | учебная мотивация | нравственно – этическая ориентация | самооценка | |||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | |
низкий | 18% | - | 45% | 36% | 54% | 36% |
средний | 64% | 82% | 45% | 54% | 46% | 64% |
высокий | 18% | 18% | 10% | 10% | - | - |
Проводимая внеурочная работа также способствует развитию у школьников умения работать над проблемой, сотрудничать, выполнять творческие задания. Ребята обнаруживают в себе силы не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. Они активно участвуют во всех коллективных творческих делах школы.
Трудности в диагностировании:
- недостаточная разработанность диагностик и методик отслеживания развития личностных результатов обучения по классам (несвоевременное поступление, трудность в проведении, не разделение по классам и т. д.)
- трудность в обработке результатов диагностики (нужна помощь психолога)
- не соответствие диагностики и наблюдения за ребёнком (по опроснику все ответы соответствуют нормам поведения, а по факту – нет, особенно у детей с ЗПР, которые не принимают правил).
Список использованной литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- http://school-russia.prosv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
квалификационная работа...
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
Необходимость учитывать личные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по- разному осуществлялос...
Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"
Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путем дифференцированного подхода учебного материала.
Избирательный подход к учебному материалу....
Формирующее оценивание, как способ повышения мотивации к обучению младших школьников.
Эта статья раскрывает понятие формирующие оценивание....
Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников
В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....