Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.
статья

Шалагина Наталья Николаевна

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом М.Ю. Веденина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва Публикация поможет составить представление о зарубежных подходах к коррекции аутизма. Из описанных направлений помощи наиболее близким к нашему подходу , , несмотря на разницу в теоретических основаниях, представляется DIR-подход (метод Floor-timе) Подготовил: учитель – дефектолог, МОУ Школа с. Аксарка Н.Н.Шалагина Альманах №19 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"

Слайд 2

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ Такой тренинг может существенно улучшить коммуникацию, социальную адаптацию и обучение аутичных детей, особенно если он начинается в раннем возрасте ребенка (Harris,1991). Подход Ловааса или прикладной поведенческий анализ (applied behavioral analysis - АВА) предполагает последовательную трансформацию поведения ребенка и его обучение во всех областях, формируя необходимые навыки шаг за шагом.

Слайд 3

Большинство АВА-программ представляют собой разнообразные сочетания естественного подхода и директивных техник. «Поведенческий шейпинг» - процедура, применяемую в АВА для постепенного формирования навыка, когда подкрепляются малейшие приближения к желаемому ответу. Используется: для уменьшения некоторых поведенческих проблем (Marchant et al, 1974; Murphy, Wilson, 1985); для более успешного обучения специфическим навыкам в некоторых программах как часть «ориентированного на ребенка подхода», который признает, что у детей может быть более сложная мотивация (Clements, 1987; Jordan , Powell, 1993); в системном обучении социальным навыкам и речи, обычно в сочетании с методами развития мотивации и ориентации на других людей (Carr, 1982; Howlin, Rutter, 1987).

Слайд 4

ЭТАПЫ Первый год: работа направлена преимущественно на уменьшение аутостимуляции и агрессивного поведения, формирование “послушного поведения” (следование инструкциям) и имитации. Проводится также и работа с семьей. Второй год: внимание сосредотачивается на развитии экспрессивного и абстрактного языка, интерактивной игры со сверстниками, а также на генерализации сформированных навыков в общественных ситуациях. Если существует такая возможность, то на этом этапе стараются ввести ребенка в группу обычного детского сада. Третий год: происходит обучение начальным школьным навыкам и умению адекватно выражать свои эмоции. В качестве общей стратегии по отношению к агрессивному поведению и аутостимуляции выбираются, обычно, игнорирование и так называемый «тайм-аут» (проще говоря – «угол»), с одновременным формированием более социально адекватного поведения, а также громкое «нет» или «легкий шлепок по бедру».

Слайд 5

В рамках данного подхода подчеркивается, что каждое задание должно заканчиваться успехом, на положительной ноте, невзирая на то, что ребенок может быть расстроен. В АВА-терапии недопустима возможность прекращения занятия в случае крика, истерики (tantrum) ребенка.

Слайд 6

«ЛЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ» ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ И СХОДНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КОММУНИКАЦИИ (ТЕАССН) ТЕАССН-программа фокусируется на развитии навыков коммуникации и самостоятельности с помощью структурированного обучения в предсказуемой и контролируемой среде. Для организации поведения ребенка используются различные формы зрительной организации пространства и времени : - деление помещения на функциональные зоны, - наглядное структурирование заданий, -учебные и дневные расписания в виде объектов, фотографий, картинок, символов или слов. Данный подход применяется с аутичными детьми от трех лет и старше. Программа разработана в университете Северной Каролины, в Чэппел Хилл, более 30 лет назад.

Слайд 7

ТЕРАПИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ (ПОДХОД ХИГАШИ) Метод коллективного обучения разработан доктором Кио Хигаши в Токио в 60-х годах. Идея данного подхода – в уменьшении аутистических тенденций с помощью установления тесных связей между ребенком и его близкими в семье, учителями и детьми той группы, которую посещает ребенок, в процессе интенсивной деятельности, и, тем самым, – в познании “ритма жизни” (Trevarthen at al, 1998). Все виды деятельности – групповые и очень структурированные. Обучение осуществляется от ребенка к ребенку через синхронизацию и имитацию. При этом, оценке индивидуальных достижений каждого ребенка не уделяется особого внимания. Ссылки на то, с какого возраста начинается обучение в школах, в которых практикуется данный вид терапии отсутствует.

Слайд 8

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ИЛИ ТРЕНИРУЮЩИЕ “THEORY OF MIND” (ТОМ) ПОДХОДЫ Подход Джордана и Пауэлла: Программа опирается на имеющиеся у ребенка способности к когнитивному обучению, рефлективному мышлению, признавая при этом важность межличностного взаимодействия на каждой из стадий развития (Jordan, Powell, 1995). Ключевым компонентом этого метода является «помощь в понимании»: - практический разбор причин поведения людей и их чувств таким образом, чтобы ребенок получил хотя бы небольшое представление о том, что думают другие люди. - поощрение к тому, чтобы ребенок говорил о своих чувствах, действиях, рассуждал о собственном опыте. Этот подход может быть полезен более старшим аутичным детям с высоким интеллектом. В отношении младших и менее способных ребят данный подход на практике сводится к той же ТЕАССН-программе.

Слайд 9

Подход Хобсон: В подходе Хобсон (Hobson, 1993) аутичного ребенка необходимо поощрять не только к развитию персонального опыта, но и к взаимодействию со взрослым, в том числе – к обсуждению собственного опыта, совместным воспоминаниям о наиболее значимых для ребенка событиях. Для понимания предстоящих событий используют повторное предъявление значимых объектов и фотографий ребенка в обсуждаемых ситуациях. Ключевыми моментами для успешного процесса когнитивного обучения считается ласковое внимание к ребенку и развитие надежных, поддерживающих отношений с учителями и одноклассниками.

Слайд 10

ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБЪЕДИНЕННОГО ВНИМАНИЯ» И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА «Объединенное внимание» подразумевает тройную координацию внимания между младенцем, другим человеком и объектом или событием. В данных программах (Bondy, Frost, 1995; Rogers, 1996; Zelazo et al., 1984). предлагается, чтобы привлекательные для ребенка объекты находились в видимом поле, но вне его досягаемости. В результате этих программ раннего вмешательства наблюдается увеличение вербальной активности и использования жестов, в том числе символических. Возрастает эмоциональная откликаемость ребенка во время социального взаимодействия (Bondy, Frost, 1995; Rogers и Lewis, 1989). Использование глазного контакта одновременно с просящими (или декларативными) жестами может быть сформировано и подкреплено с помощью социальных и несоциальных наград (Bondy, Frost, 1995).

Слайд 11

ПРОГРАММЫ, ПОСТРОЕННЫЕ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ И АФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Метод Кауфманов (The option method) «Преувеличенные ответы» и имитация с целью вовлечения ребенка в интересную для него и заинтересованную в нем социальную среду Условия: - использование специальной терапевтической комнаты; - минимум отвлекающих раздражителей: занавески на окнах, рассеянный искусственный свет; - один взрослый, работающий с ребенком в одно время. Материалы, не использующиеся в данный момент, убираются в недоступное ребенку место, и могут быть даны ему только в результате взаимодействия со взрослым (Kaufman, Kaufman, 1976). Основной задачей является побудить ребенка к проявлению инициативы, которую терапевт затем сможет поддержать.

Слайд 12

Модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях и отношениях (DIR-model или Floor-time) Данный подход ставит своей задачей определить : - индивидуальные различия, сильные и слабые характеристики конкретных детей и их семей. DIR-подход – это не особый вид вмешательства, а модель анализа, которая помогает определить «профиль» ребенка и семьи. Составление «общеобразовательной программы» (comprehensive program) предполагает попытку понимания и объяснения поведения ребенка в контексте его развития.

Слайд 13

Компоненты DIR-модели анализа включают в себя : Функциональные, эмоциональные факторы развития: саморегуляция и заинтересованность в окружающем мире, включенность и установление связей, отношений, целенаправленность, решение задач, регуляция настроения и самоощущение, создание символов и использование слов и идей, эмоциональное мышление, логика и «чувство реальности». Способности моторного и сенсорного планирования слуховое восприятие и речь, моторное планирование и последовательное осуществление действий, зрительно-пространственное восприятие, сенсорная модуляция. Взаимодействия семьи и ребенка

Слайд 14

Floor-time или время на полу, является одной из ключевых стратегий данной модели (и служит одним из ее названий). Она подразумевает опыт взаимодействия, в котором ребенок «ведет за собой» взрослого, в среде с пониженной стимуляцией, от 2-х до 5-ти часов в день. Интерактивная игра, в которой взрослый следует за ребенком и, периодически, пытается включить объекты его интереса в более осмысленную игру, побуждает ребенка “захотеть” установить отношения с окружающим миром.

Слайд 15

ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ СЕНСОРНЫХ ПРОБЛЕМ Сенсорная интеграция Данный подход оценивает нарушение переработки сенсорной информации у детей, и обеспечить их «адекватной» сенсорной стимуляцией. В качестве результатов применения классической сенсорной интеграции называют: общее улучшение социального взаимодействия, откликаемости на социальное обращение и включения в новые виды деятельности (Linderman, Steward,1999; Case-Smith, Bryan,1999).

Слайд 16

Тренинг слухового восприятия Цель: уменьшение гиперчувствительности аутичных детей, улучшение слухового восприятия, особенно речи, улучшение взаимодействия детей с окружающими. Данный метод не лечит аутизм, а лишь может помочь уменьшить некоторые проблемы аутичных детей, связанные с особенностями их сенсорики. В рамках данного направления выделяются три подхода: - Томатис-метод; - слуховая терапия Берара; - подход Поргеса.

Слайд 17

Томатис-метод Состоит из “пассивной” и “активной” фазы. Программа направлена на то, чтобы (для разных категорий детей, не только аутичных) повторить с помощью звука различные этапы развития ребенка, этапы слушания, вокализации, речи, от пренатальной жизни до приобретения письменного языка. Пассивная фаза: дети слушают фильтрованные (низкочастотные и среднечастотные) звуки материнского голоса и/или музыки (Моцарта). Затем отфильтровываются и предъявляются только высокочастотные звуки. Активная фаза: ребенок выполняет различные звуковые упражнения (что-то повторить, спеть, ответить, издать какой-то звук) и через наушники и специальный аппарат “электронное ухо”, изменяющий звук и фильтрующий разночастотные звуки, он получает обратную связь и слышит свой голос. Получая обратную связь через телесные вибрации, аутичный ребенок начинает лучше чувствовать свое тело и его границы, а также становится способным отфильтровывать в потоке информации значимую информацию.

Слайд 18

Слуховой тренинг Берара Подход направлен на десенсибилизацию ребенка к определенным частотам, которые, как предполагаются, вызывают у него наибольший дискомфорт, а также на развитие способности слышать частоты самого разного диапазона. Метод Поргеса В основе подхода лежит биологически и психофизиологически обоснованная теоретическая модель Метод направлен на возможность упражнять среднее ухо, настраивая его на выделение высоких звуковых частот, которые преобладают в повседневной разговорной речи. Материалом служат песенки для детей раннего возраста, видоизмененные по составу частот.

Слайд 19

ОБУЧЕНИЕ СЕМЬИ, ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ . Домашнее обучение ( южный Лондон (Howlin, Rutter, 1987). Терапевтическая программа направлена на индивидуальные потребности ребенка, фокусируясь на следующих трех областях: - речевое развитие, - помощь в социальном развитии, - работа с поведенческими проблемами, которые препятствуют обучению и развитию, а именно навязчивое и ритуалистическое поведение. Смысл данного подхода, так же, как и основная задача терапевтов, состоит в том, чтобы помочь найти наиболее эффективные формы родительско-детского взаимодействия (Howlin, Rutter, 1987). Цель – научить членов семьи наиболее успешному взаимодействию с ребенком. Домашний тренинг с помощью видеозаписей

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

«Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в разрешении трудных ситуаций»

В разработке представлены: 1. Программа "Секреты общения". 2. Диагностические материалы для программы. 3. Выстуление на педчтениях. 4. Тетрадь для занятий. 5. Игры, упражнения....

Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам

Проектная работа "Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам" с тематическим планированием...