«Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в разрешении трудных ситуаций»
учебно-методический материал на тему

Соболева Ольга Фёдоровна

В разработке представлены: 1. Программа "Секреты общения". 2. Диагностические материалы для программы. 3. Выстуление на педчтениях. 4. Тетрадь для занятий. 5. Игры, упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Верховажский детский дом»

«Секреты общения»

Рабочая тетрадь

________________________________

________________________________

Занятие 1.

«Научись любить и понимать себя, а потом других людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.  Иными словами, конфликт – это ссора, драка, когда люди в разговорах и действиях не могут прийти к общему выводу, решению.

Творческое задание «Вот он какой!»

Правила должны быть такими, чтобы всем было:

  1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и слушать каждого.
  2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упрёки, обвинения.
  3. Безопасно! Всё, что происходит на занятиях, - для всех, кроме нас, секрет.
  4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.

Занятие 2.

Я ___________________________________________________________________________   _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

__________________________                ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

………. – наука о собственных именах.

Моё заветное желание – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Что тебе помогает исправить твоё плохое настроение? (поставь *)

  • Весёлая музыка
  • Яркие краски
  • Задорные танцы
  • Общение с друзьями
  • Смешные истории
  • Весёлые мультфильмы
  • Любимое занятие
  • Вкусная еда
  • Сладости
  • Игра с животным (кошкой, собакой и др.)
  • Другое ______________________________________________________ .

Занятие 3.

Мимика – это выражение лица.

Жесты – движения нашего тела.

Мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие, насмешку – это _______________ .

Памятка-рекомендация:

●Каждый день тренируйся – улыбайся перед зеркалом. Одну минуту оставайся в таком состоянии.

●У себя в комнате постарайся повесить картинку или фотографию смеющегося человека.

●Чаще смотри на картины с пейзажами и животными.

●Дома, в школе, на улице чаще улыбайся учителям, педагогам, друзьям, знакомым.

● Улыбайся, когда здороваешься.

● Помни – улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь.

Тест «Не слишком ли вы беспокойны?»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Всего _______ балла.

Занятие 4.

Задание «Что ты знаешь о себе?»

Заполни пробелы.

Когда я родился (-лась), то у меня был вес ____________, а рост _________, а сейчас, когда мне уже ______ лет, я вешу ___________ кг. Это значит, что я расту, умнею, становлюсь мудрее. У меня ______________________________ характер, и потому все вокруг __________________________________________.    У меня есть хорошие качества, такие как ______________________________,

Но есть и плохие ___________________________________________________. Но я стараюсь работать над своими недостатками? ___________.

10 законов дружбы.

  • Доверять друг другу;
  • Делиться новостями, успехами или неудачами;
  • Уметь хранить чужие тайны;
  • Радоваться вместе с другом его успехам;
  • Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
  • Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие)
  • Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
  • Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
  • Всегда выполнять свои обещания.

Занятие 5.

1948 год – «Всеобщая Декларация прав человека»

1989 год «Конвенция о правах ребёнка»

ООН – Организация Объединённых Наций

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.

У каждого человека есть право:    (допиши)  

   - на жизнь

   -

-

-

-

-

-

-

-

К. Маркс: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

        

Занятие 6.

Упражнение «Мои права и обязанности»

Мои права

Мои обязанности

Право на жизнь

Право на свободу высказывания

Право на поиски счастья

Право на отдых

Право на образование

Право на справедливый суд

Право на собственную личную жизнь, тайну

Право на работу

На сегодняшнем занятии я набрал ______ баллов, а мой сосед справа _______ .

Занятие 7.

Общение – это взаимодействие с другими людьми. Это основной способ понять другого человека. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делаются чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

По тесту «С тобой приятно общаться» я набрал _____ балл(-а; ов).

Основные правила общения

  1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне несправедливы, я забыла и т.д.).
  2. Не снимайте с себя ответственности!
  3. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.
  4. Не спорьте по мелочам!
  5. Будьте справедливы!
  6. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

Занятие 8.

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».                                                                                       (С. Лец)

Конфликтология – это наука, изучающая причины, возникновение, развитие и разрешение конфликтов.

Знание основ конфликтологии помогает:

●избежать конфликтов там, где это возможно;

●правильно относиться к конфликту;

●управлять конфликтом;

●эффективно разрешать конфликт.

Конфликтогены – слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Игра «Коммуникация»

1.  

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Всего:  _____ баллов

Занятие 9.

Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»

1.

Рвётесь в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняетесь от спора

2.

Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3.

Считаетесь, что добьётесь своего, если будете возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считаетесь, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4.

Не обращаете внимания на то, что другие не принимают твоих доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают твоих доводов

5.

Спорные вопросы  обсуждаете в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствие оппонента

6.

Не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряжённой обстановке чувствуете себя неловко

7.

Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции

8.

Не уступаете в спорах

7 6 5 4 3 2 1

Уступаете в спорах

9.

Считаете, что люди легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10

Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам

Проектная работа "Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам" с тематическим планированием...

Инновационный проект «Хайерако» («Солнышко») по оказанию дистанционной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), ведущих традиционный коч

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»   МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕна предоставление в 2020 году из фед...

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи...

Факторы, препятствующие развитию детей с синдромом аутистического спектра и способы оказания им психолого-педагогической помощи

Аутизм представляет собой достаточно распространённую проблему детского возраста и характеризуется нарушением развития коммуникации и социальных навыков.Общими являются аффективные проблемы и трудност...

"Оказание первой помощи детям в разных ситуациях" декабрь 2023г

Оказание первой помощи детям в разных ситуациях...