Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ
статья
Предварительный просмотр:
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ
Социализация, становление личности – процессы усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Взаимодействие в социуме позволяет ребенку приобретать необходимые для жизни в обществе знания, умения и навыки, а также формирует у него различные ценностные приоритеты, без которых жизнь теряет всяческий смысл.
Особое значение социализация приобретает для обучающихся с ОВЗ, так как физический дефект накладывает неизгладимый след на всё психическое развитие обучающегося. В первую очередь, физический дефект затрагивает социальные связи, в связи с чем, у ребёнка, независимо от возраста (младший школьный возраст, подростковый, юношеский) происходит снижение социальных связей, утрата близких доверительных контактов со сверстниками. Одним из элементов социализации школьников с ОВЗ, как и в норме, является врастание в социально значимую среду, которая предполагает включение их в различные сферы жизнедеятельности (семья, друзья, взаимодействие в системе «учитель-ученик»). Однако наряду с позитивными моментами социализации детей с ОВЗ в обществе встречаются и негативные, накладывающие неизгладимый след на становление и формирование психики и личности в целом.
К числу основных негативных моментов социализации в детском возрасте относятся:
- Отсутствие взаимопонимания между ребёнком и родителями. Данная проблема имеет в своей основе разлад в отношениях ребёнка как с родителями в целом, так и с кем-либо из них в отдельности. Данная проблема тесно связана с особенностями формирования личности в семье, несмотря на имеющиеся особенносвти развития ребёнка с ОВЗ. В данной ситуации очень важно отношение самих же родителей к физическому дефекту ребёнка. Так, например, можно выделить три типа семей по степени отношения к ребёнку и восприятия его физического дефекта.
Первая группа родителей адекватно воспринимает своёго ребёнка с его особенностями,достоинствами и недостатками. Это выражается в том, что дети постоянно проговаривают с родителями свои внутренние субъективные переживания, которые, казалось бы, и не имеют существенного значения, но являются очень важными и значимыми для самого обучающегося. Частое общение с родителями и, таким образом, формирование всесторонне развитой личности позволяет обучающимся адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, возникающие в школьной жизни. Успеваемость таких обучающихся может возрастать, так как они изначально представляют себя успешными и не считают, что их физический дефект негативно сказывается на их развитии. В процессе проведения психологических бесед с такими детьми, они выражают готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей. Их главное убеждение звучит так: «Я такой же, как все». - . Отношение родителей к ребёнку по типу гиперопека. Сложности такого взаимодействия в семье негативно сказываются на общение с педагогами и сверстниками в школьной ситуации. Это объясняется тем, что ребёнка в семье тщательно оберегают от различных трудностей и проблем. Его возводят в ранг, так называемых, «страдальцев», которые по мнению родителей, страдают за их ошибки в жизни. К таким детям предъявляются минимальные требования, что негативно сказывается на школьной ситуации. В школе такие дети чувствуют себя изгоями, так как окружающие их сверстники не понимают и не принимают, а педагоги предъявляют требования, характерные для нормально развивающихся сверстников, с учётом их психического развития в целом. Психологическая работа с подобными школьниками затруднительна потому, что дети, относящиеся к данной группе, имеют значительные нарушения в ценностных приоритетах и жизненных установках. У них сформировано убеждение в том, что им все и всё обязаны, а потому они не стремятся прилагать каких-то усилий для достижения желаемого результата.
. Отношение родителей к ребёнку по типу гипоопека – нейтральное восприятие ребёнка с ОВЗ из-за его физического дефекта. Такие родители считают, что их ребёнок ничего не достигнет в своей жизни. Убеждения же родителей негативно сказываются на обучении в школе и на общении со сверстниками и взрослыми. Такому обучающемуся с ОВЗ трудно понять, что он такой же, как и все люди, окружающие его. В большинстве своём, учёба в школе таких детей не привлекает. Они пытаются сами привлечь внимание к себе со стороны взрослых и сверстников при помощи паталогического фантазирования, которое выступает фактором своеобразного отличия себя от других людей. Наличие выше описанной ситуации негативно сказывается на статусе таких детей с ОВЗ в социуме и имеет отрицательные последствия для социализации в целом.
2. Нарушение взаимодействия в системе «ученик-учитель». Данная проблема вытекает из комплекса разноплановых поведенческих особенностей детей с ОВЗ (гиперактивность, отсутствие мотивационной готовности к обучению, демонстрация ребёнком защитных поведенческих реакций). В результате проявления вышеописанных особенностей, учитель затрудняется в решении возникшей у ребенка проблемы. Вследствие этого он не оказывает ему своевременную помощь, что в конечном итоге приводит к формированию у обучающегося основных патохарактерологических и личностных черт личности, таких как повышенная тревожность, снижение самооценки в значимых ситуативно обусловленных видах деятельности, агрессивность и так далее. Одним из ключевых элементов психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, является проведение коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий, способствующих формированию основных поведенческих эталонов, которые позволяют им адаптироваться в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в разрешении трудных ситуаций»
В разработке представлены: 1. Программа "Секреты общения". 2. Диагностические материалы для программы. 3. Выстуление на педчтениях. 4. Тетрадь для занятий. 5. Игры, упражнения....
Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам
Проектная работа "Оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам" с тематическим планированием...
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2016-2017 учебный год.
Взаимодействие с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"....
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2017-2018 учебный год.
Взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"...
Инновационный проект «Хайерако» («Солнышко») по оказанию дистанционной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), ведущих традиционный коч
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕна предоставление в 2020 году из фед...
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи...
Факторы, препятствующие развитию детей с синдромом аутистического спектра и способы оказания им психолого-педагогической помощи
Аутизм представляет собой достаточно распространённую проблему детского возраста и характеризуется нарушением развития коммуникации и социальных навыков.Общими являются аффективные проблемы и трудност...