Статья "Технология оценивания"
статья

Грунюшкина Юлия Борисовна

Технология оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_otsenivaniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Технология оценивания учебных достижений младших школьников.

Грунюшкина Ю.Б.

МАОУ «Прогимназия № 119»(го Саранск)

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно-ориентированной Образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи новой технологии: – определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.                                          

Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми  работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.)

Я думаю, что сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.

С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Считаю, что такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки. В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений. Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею».

Этап I. 1й класс. Вводятся только правила, которые являются минимальным составляющим основы технологии. Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

Представляю оценочный лист. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку.

Основные умения

№ задания

Прогностическая оценка

Итоговая оценка

Умею решать задачу по схеме

Умею составлять схему к задаче        

Умею составлять все возможные схемы по формуле

Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Умению формировать самооценку способствует специальный «Лист индивидуальных достижений» в дневнике каждого ребенка.

Этапа II. Начиная со 2го класса определяется отметка за каждую учебную задачу. Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу требований (в свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5балльная шкала). Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен).

  Я предлагаю такую форму оценивания  как «Цепочка», которую можно использовать и при проведении групповой работы на уроках математики, русского языка, чтения. В этом случае по окончании работы учитель просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот, слабого ученика построить группу в соответствии с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе: сначала самый активный ученик, затем менее активный. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме во 2 и 3 классах.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку. Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Такая оценка: -позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; - носит информативный характер;            - способствует формированию позитивной самооценки.

Этап III. 3й класс. Учитель и дети учатся определять уровень задания и уровень успешности по определенным признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор: он может попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент.

Этап IV. 4й класс. Даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку. Таким образом, если используется полный набор правил, учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (соотнесенных с уровнями успешности) будет выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий, изученных тем и посещаемости, будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это, думаю, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.

Что оценивать, а за что ставить отметки? Оцениваться может все. Фиксируется с помощью отметки только демонстрация умения применять знания. Оценка-это словесная характеристика результатов действия («молодец»,«оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

 Отметка-это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Кто оценивает? Оценку определяют учитель и ученик сообща. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке. Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?

             Когда можно ставить отметку? За каждую учебную задачу (задание), показывающую овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу(из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается ситуации успеха.

              Где фиксировать результаты контроля? Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Усредненная отметка малоинформативна – можно выставить все отметки за письменную работу (если есть согласие администрации школы): одну на текущее число, а другие на ближайшие пройденные уроки по этой же теме.

Когда можно и когда нужно ставить отметку? Контролируются действия двух видов: 1. Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.).

2. Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль–это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем одной четверти, полугодия, года.

По каким критериям оценивать?  Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности(только с 3го класса).

Как определить итоговую отметку?  Итоговые оценка и отметка определяются не за число уроков четверти, а за учебный модуль – дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговые оценку и отметку, нужно начинать высчитывать тогда, когда закрыт, завершен учебный модуль в данной четверти, полугодии,  проведена проверочная работа.

 Итоговая оценка по предмету выражается в характеристике (устной /письменной) учителем, учеником, родителем продемонстрированного учеником в данной теме (четверти) уровня возможностей. Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность ученикам самим высчитать свою четвертную отметку по данному правилу. Для этого необходимо, чтобы у них на руках были все заработанные ими баллы успешности: дневник с индивидуальной таблицей требований или выписки из таблицы требований учителя.

           Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет «Портфолио  ученика».

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы

Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....