Использование модели «перевёрнутый класс» на уроках в начальной школе
статья
Об опыте использования модели "перевернутый класс" . Положительные и отрицательные стороны применения модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevernutyy_klass.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование модели «перевёрнутый класс»
на уроках в начальной школе
Изменения в современном обществе и в современном образовании предполагают изменение организации учебно-воспитательного процесса. Главными на уроке становятся дети с их любимым девизом: «Я сам!», а учитель при этом оказывается в роли организатора, партнера, консультанта. Ученик играет ведущую роль, а учитель – помощник.
Для слабоуспевающих и медлительных детей, для тех, кому нужно больше времени для понимания учебного материала, усвоения теории, тоже важно создать комфортные условия, чтобы они с желанием шли на урок и не боялись выглядеть неуспешными.
Помогает в этом использование модели «перевёрнутый класс.
Модель «перевёрнутый класс» - один из элементов технологии смешанного обучения. Отличительная особенность модели – теоретический материал изучается учениками дома до урока. Они просматривают подготовленные учителем учебные видео, слайды, интерактивные материалы различных образовательных ресурсов. Выполнение домашней работы состоит из: 1) чтения учебных текстов с поясняющими рисунками или схемами, 2) выполнения заданий или 3) прохождения тестов на начальное усвоение темы.
«Перевёрнутая модель» обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, в зону его личной ответственности, а на практические навыки времени тратится больше. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 10 минут). После этого на уроке организуется совместная деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов, исследований. То есть ученики большую часть времени урока закрепляют полученные знания и получают опыт по применению знаний, в том числе в нестандартных ситуациях.
Таким образом, ученик выходит на первый план, учитель, уже не являясь ведущей фигурой на уроке, консультирует и направляет деятельность учеников.
Преимущества модели перед традиционным обучением:
1.На домашнюю работу тратится меньше времени (видео короткое - 5-7 мин)
2.Самостоятельность, свобода при выборе места, времени, темпа.
Ученик приучается к самостоятельности и может работать в собственном темпе. Возможно, для многих детей посмотреть видео и выполнить небольшое задание по материалам этого видео намного легче обычного домашнего задания (решить задачу, пересказать параграф), но пользы будет больше.
3.Возможность пересмотра. Тем более, что непонятное и трудное можно пересмотреть и разобраться, а урок, на котором идёт объяснение нового, невозвратен по времени, он идёт дальше, не понял что-либо, можешь совсем не понять дальнейшее объяснение.
4. Экономия времени.
На уроке подготовившийся ученик уверенно рассказывает теорию по теме, что он понял. Если не понял, то задаёт вопросы, а это тоже проявление активности. Не учитель рассказывает ученику, а ученик рассказывает, как он понял, а учитель корректирует, уточняет.
5. Тренировка речи
Дети на уроке не молчат, много общаются. Когда ученик рассказывает (учителю, другому ученику), понимание становится глубже, он учится формулировать свои мысли, выражать их четко и ясно.
6. Больше практики.
Когда теория уже усвоена и рассказана, её на уроке быстро повторили, рассмотрели основные или наиболее сложные моменты, то на практические задания остаётся больше времени. При этом теоретические знания систематизируются в таблицах, схемах, в рисунках.
Здесь надо учитывать, что даже теперь класс по уровню подготовки
неоднороден. Да, кто то даже на уровень выше, чем обычно, предоставленный материал изучил, всё понял, задание выполнил, да ещё и дополнительно что-то по теме почитал. Но бывают дети (1-2 человека), которые не досмотрели видео до конца (или совсем не работали дома по теме) и им трудно или неинтересно.
7. В случае отсутствия на уроке, ученик работает самостоятельно (помогает маршрутный лист).
Минусы модели:
1. Возрастает нагрузка (на учителя).
2. Больше времени нужно для подготовки занятия.
3. Техническое обеспечение должно соответствовать.
Во избежание проблем, связанных с “переворотом”, переход от традиционного класса к перевернутому проводится учителем постепенно.
Алгоритм подготовки занятия в модели «перевёрнутый класс» состоит из трёх этапов.
I. Этап проектирования:
1. Информирование родителей о новой модели обучения, например, на родительском собрании совместно с учениками, перед проведением первого урока.
2. Определение учебного предмета и тем, которые младшие школьники в состоянии изучить самостоятельно.
3. Уточнение объёма теоретических знаний, которые ученики могут освоить самостоятельно.
4. Выбор платформ, электронных образовательных ресурсов.
II. Этап подготовки к уроку:
1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.
2. Формулирование цели урока.
3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.
4. Выбор средств обучения.
5. Предусмотреть возможность корректировки сценария урока исходя из
результатов выполнения детьми домашнего задания.
Непривычно выглядит проект урока с использованием модели «перевёрнутый класс». На нём видно часть, выполняемую дома и часть, выполняемую в классе, ссылки на ресурсы, что делают ученики и учитель.
До начала работы по теме каждый ученик получает маршрутный лист. У слабого ученика и сильного ученика они могут быть одинаковые, но задания разные (карточки, ссылки на платформы, онлайн-тренажёры). Некоторых ребят привлекают такие уроки возможностью работать с любимым гаджетом.
Учитель готовит и подробные инструкции, особенно для первых занятий и при введении нового Интернет-ресурса.
III. Этап реализации:
1. Изучение нового учебного материала и его закрепление дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.
2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.
3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
На каждом занятии ученик оценивает свою работу и работу одноклассников. Листы оценки - в маршрутном листе.
Формирующее оценивание может помочь:
‐ учиться на ошибках;
‐ понять, что важно и что получается;
‐ обнаружить, чего не знают и пока не умеют делать.
Дети многое могут сами, надо только разрешить попробовать. Тем более некоторые очень желают стать учителем. Хотя бы на чуть-чуть. Например, ученик может сам для урока сделать задание в сервисе learningapps.org по подобию выполненного. Там есть клавиша «сделать подобное».
Применение модели «перевёрнутый класс выдвигает требования к ресурсам.
1. Понятные и доступные.
2. Не требуют большого количества времени.
3. Акцентируют внимание на самом важном.
4. Раскладывают материал «по полочкам».
5. Работают не только с компьютера, но и с планшета, смартфона ...
6. Не скучные.
Для обеспечения ресурсами для организации обучения учитель может:
- найти готовые ресурсы;
- готовить ресурсы сам.
Есть много разных сервисов, платформ. У каждой – своё назначение. Вот некоторые из них.
1.Платформа Learningapps (http://learningapps.org/)
Это конструктор интерактивных заданий разных типов. Все выполненные задания сразу проверяются. Создала аккаунты для учеников и сформировала список класса. Детям нравится то, что проверка знаний напоминает игру.
2. «Яндекс.Учебник» — это сервис с заданиями по математике, русскому языку, окружающему миру для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Ученики работают онлайн с «Учебником» в школе и дома, видят свои успехи, а учитель отслеживает динамику развития каждого ученика. На платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для преподавателя. Задания не только школьной программы, есть и работы повышенной сложности.
3. Wiki-стенгазета.
WikiWall или, как его называют, интерактивная доска – это сервис, позволяющий создать страницу и работать совместно группе пользователей. Всем сразу видно, как работают другие
4. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (https://edu.skysmart.ru). Ученики выполняют задания, и система самостоятельно выставляет им за это баллы.
5. Ресурсы, где можно найти материал для подготовки и проведения уроков:
Youtube» http://ru.youtube.com/
«инфоурок» https://infourok.ru/videouroki
«яндекс видео» http://video.yandex.ru/
«видеоуроки» https://videouroki.net/
Если не удается найти тот материал, который нужен к уроку, тогда можно создать видео презентацию или видеофрагмент с помощью программы «iSpringFreeCam» или другой.
При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на КМО учителей начальных классов по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Что такое ИКТ - технологии и каково их значение для учителя начальных классов и учеников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"
Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....
Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»
В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.Тема мастер-класс...
Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах....