Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_aktivnyh_metodov_obucheniya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса:
поделиться опытом использования активных методов обучения на разных этапах уроков русского языка в начальных классах.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с активными методами обучения, с использованием технологии ТРИЗ.
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса, комфортной среды и профессиональной коммуникации.
Оборудование: презентация, карточки, цветы для оформления итогового этапа мастер-класса, задания для работы в группах.
-Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на нашей секции. Давайте скажем друг другу приятные слова пожелания.
-Организационный момент «Игра-приветствие. «Здравствуйте»
Я предлагаю Вам подобрать пожелание своим коллегам на каждую букву слова:
Начинаем наши пожелания по цепочке:
«З»- здоровья,….
«д»-добра,….
«р»-решительности,…
«а»-активности,…
«в»-взаимопомощи,…
«с»-счастья,…
«т»-терпения,…
«в»-великодушия,…
«у»-уверенности,…
«й»- заменяем буквой и- идей,…
«т»-тепла,…
«е»-единства,.. (варианты возможные)
Уважаемые учителя! Хочу поделиться своим опытом использования активных методов обучения на уроках.
Один из важных этапов на уроке -этап мотивации.
Дети должны столкнуться с какой-либо проблемной ситуацией, захотеть решить проблему и найти решение. На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Чаще других приёмов использую приём мотивации «Цитаты, пословицы, поговорки, загадки».
Например:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой. (рассуждение)
Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
– Однажды Аня и Ваня оказались в лесной школе. Ученики лесной школы Ежик, Волчонок, Зайчонок, Лисичка и Медвежонок писали предложение: “Мы ели земляничное варенье”. Слово “земляничное” не помещалось на строке и тогда Волчонок предложил приклеить еще листок, чтобы продлить страничку.
– А вам, ребята, такое предложение нравится?
– Почему? – Вот и Мудрый Филин предложил часть слова перенести на другую строку. Мудрый Филин спросил: “Как вы перенесете это слово?”
– Я самая хитрая, поэтому возьму лишь последнюю букву “е” и перенесу ее, – сказала Лисичка.
– Нет, так нельзя, – сказал Волчонок. – Надо перенести часть слова “ное”.
– Это неправильно, – сказал Зайчонок. – Надо перенести часть слова “ничное”.
– А я самый сильный, – сказал Медвежонок. – Я перенесу сразу “мляничное”.
Мудрый Филин от изумления развел крыльями.
– Давайте разберемся . Кто из них прав.
– Вот так проблема – как правильно перенести слова.
– Догадались чем мы будем сегодня заниматься?
– Вывод: Чтобы правильно переносить слова, надо знать правила переноса.
– Чему же мы должны научиться на уроке?
Методы выяснения целей, ожиданий и опасений и постановку целей обучения: «Солнышко и тучка», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» «Дорога к замку»
Активный метод выяснения целей, ожиданий от встречи с педагогами «Дорога к замку»
Нужно проложить дорогу к замку, а для этого на вырезанных из бумаги следах, пишем задачи, то есть то, что предстоит выяснить и узнать по какой-то определённой теме.
Коллеги-учителя (пишут на следах, т.е. проговаривают свои ожидания от мастер-класса).
Приём «Жокей и лошадь» можно применять и на уроках изучения нового материала. При работе с пословицами, при закреплении грамматического материала, изучении частей речи и лексического значения слов.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Задание для участников мастер-класса.
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний, имеющих непосредственное отношение к учительскому труду.
Педагоги собирают и зачитывают составленные высказывания
«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А. Островский)
«Учитель должен быть свободным творцом,/ а не рабом чужой указки». (Л.Н.Толстой)
«Сильным, опытным становится педагог, /который умеет анализировать свой труд». (Сухомлинский В. А)
Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, /и к ученикам, он — совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)
Приёма «Я беру тебя с собой» можно использовать на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала.
Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Например, на уроке русского языка ребята получают задание: распределить на 3 группы имена существительные по склонениям. Слова записаны на доске. 1 ряд записывает имена существительные 1 склонения, 2 ряд – имена существительные 2 склонения , 3 ряд- имена существительные 3 склонения.
Прием «Диктант значений».
Диктую не словарные слова, а их значения. Обучающиеся по лексическому значению слова должны отгадать и записать их.
Определите по значениям слова.( Педагоги пишут подобный диктант).
-метод, в основе которого лежит развитие познавательных интересов, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве – (метод проектов)
-методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К этим методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач и т.д.- (активные)
-позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход).
-словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании… (рефлексия)
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание дидактическим играм. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает облегчает процесс усвоения знаний. Часто применяются на разных этапах урока игры «Словесная цепочка», «Словесный ручеёк», «Угадай-ка», «Доска объявлений», «Рифмовальщики», «Фразеологический зверинец», «Скажи одним словом» .
Дидактическая игра для педагогов: «Скажи одним словом». (задание на экране)
Развитию речи учащихся помогают такие приёмы, как: «Шкатулка сказок», «Магазин игрушек», «Узнай меня».
Развитию творческого воображения и грамотной речи во многом способствуют такие задания детям, как:
-придумать сказки по предложенному началу.
-придумать сказки на свободно выбранную тему.
-научиться «входить» в изображаемые обстоятельства.
-присвоить известным сказочным персонажам качества, которые им не присущи (добрая Баба Яга, отзывчивый волк, щедрая лиса, смелый заяц).
-научиться проявлять способность «войти» в состояние героя, предмета – уметь словесно выразить состояние, описать внешний облик, характер, настроение, обстоятельства, при которых совершались действия.
-самостоятельно иллюстрировать сюжеты сказок.
-наделять героев сказок действиями фантастического характера.
Задание для 1 группы педагогов: Придумать продолжение сказки по предложенному началу:
Жил да был котенок Пушистик. Был он веселый, озорной, ну ни минуты не сидел на месте. Как-то вышел он после плотного обеда на улицу, улегся на травку и сразу уснул. И приснился ему сон. А вот что ему приснилось. Подумайте и расскажите…
Задание для 2 группы: В сказочном лесу жил добрый гномик. Он узнал, что у мамы-медведицы заболел младший сынишка. Тогда гномик оделся и пошёл. А куда и зачем отправился лесной житель, решать Вам.
Задание для 3 группы: Решите сказочную задачу
Победил Иванушка Кощея, и все Кощеево богатство Иванушке досталось: и монеты, и золото, и драгоценные камни, и украшения всякие. Как вы думаете, что Иванушка сделал потом со всем этим богатством?
В развитии монологической речи помогает работа по сюжетным картинкам и картинам художников. Этому виду работы предшествует большая подготовительная работа:
· знакомство с художником, картиной и рассматривание картины.
· беседа по картине.
· вопросы, создающие стимул к фантазированию.
· словарная работа
· описательный рассказ по образцу учителя.
Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, немного пофантазировать, перевоплотиться в один из персонажей картины и рассказать, как вам живётся в этом образе. Обсудите это в парах и представьте свой вариант видения. Возможно эти вопросы помогут вам:
-Кто Вы теперь?
-Как Вам живётся в этом образе?
-О чем думаете?
-Какие чувства чаще всего испытываете?
-Чего опасаетесь?
-О чем мечтаете? (заслушиваем 1-2 сообщения )
Уважаемые коллеги! Я Благодарю Вас за работу и помощь. Надеюсь, использование АМО на уроках помогут Вам в: (выведено на слайд)
- формировании положительной учебной мотивации;
- повышении познавательной активности учащихся;
- активном вовлечении обучающихся в образовательный процесс;
- стимулировании самостоятельной деятельности;
- развитии познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективном усвоении большого объема учебной информации;
- развитии творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитии коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- развитии навыков самостоятельного умственного труда;
- развитии универсальных навыков.
Заканчивается наш мастер-класс, и мне бы хотелось узнать, смогли ли мы сегодня проложить дорогу к замку знаний? У вас есть цветы для оформления поляны нашего замка. Чем ярче цветок, тем больше положительных эмоций вы получили и узнали что-то для себя новое, и наоборот… Напишите, пожалуйста, на обратной стороне цветка Ваши советы или пожелания и прикрепите к замку Знаний.
(оформление цветочной поляны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе
Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной ...
мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....
Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....
Мастер – класс: «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах»
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....