Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка". 2 класс
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка". 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_russkogo_yazyka_baturina_t.v.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает: Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Актуальность программы:
- данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения..
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
В 2018/19 учебном году перед школой стоит задача достичь с учениками новых личностных результатов.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Возрастная категория – 7- 8 лет
Срок реализации программы – 1 год
Программа рассчитана на 1 год (2 часа в неделю).
Содержание рабочей программы направлено на становление и развитие интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В программе реализованы системный, личностно – ориентированный, деятельностный, коммуникативный подходы.
Принципы реализации программы:
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Формы работы внеурочной деятельности по данному направлению раскрыты в содержании программы (раздел «Информационно – методическое обеспечение»)
. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
- с уроками русского языка;
- с уроками литературного чтения;
- с уроками окружающего мира.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Теория | Практика |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | 1 |
2 | Что такое лексика? | 1 | 1 |
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 1 |
4 | Игротека | 1 | 1 |
5 | Слова-братья | 1 | 1 |
6 | Слова - наоборот | 1 | 1 |
7 | Пословица недаром молвится | 1 | 1 |
8 | Игротека | 1 | 1 |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 | 1 |
10 | Играем со словарными словами | 1 | 1 |
11 | Анаграммы | 1 | 1 |
12 | Игротека | 1 | 1 |
13 | Секреты некоторых букв | 1 | 1 |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | 1 |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 | 1 |
16 | Игротека | 1 | 1 |
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 | 1 |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 | 1 |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | 1 |
20 | Игротека | 1 | 1 |
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 | 1 |
22 | Заголовок- всему голова | 1 | 1 |
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 | 1 |
24 | Игротека | 1 | 1 |
25 | И снова пословицы | 1 | 1 |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 | 1 |
27 | Русские народные загадки | 1 | 1 |
28 | Игротека | 1 | 1 |
29 | И вновь словарные слова | 1 | 1 |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | 1 |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 | 1 |
32 | Игротека | 1 | 1 |
33 | Повторяем… | 1 | 1 |
34 | Повторяем, повторяем… | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
- и наречиями в речи.
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
№ | Дата | Темы занятий | Коррекция | ||
по плану | по факту | ||||
1 четверть – 8 ч | |||||
1-2 | 07.09 07.09 | Что мы знаем о звуках и буквах | |||
3-4 | 14.09 14.09 | Что такое лексика? | |||
5-6 | 21.09 21.09 | Однозначные и многозначные слова | |||
7-8 | 28.09 28.09 | Игротека | |||
9-10 | 05.10 05.10 | Слова-братья | |||
11-12 | 12.10 12.10 | Слова – наоборот | |||
13-14 | 19.10 19.10 | Пословица недаром молвится | |||
15-16 | 26.10 26.10 | Игротека | |||
2 четверть – 8 ч | |||||
17-18 | 09.11 09.11 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | |||
19-20 | 16.11 16.11 | Играем со словарными словами | |||
21-22 | 23.11 23.11 | Анаграммы | |||
23-24 | 30.11 30.11 | Игротека | |||
25-26 | 07.12 07.12 | Секреты некоторых букв | |||
27-28 | 14.12 14.12 | Шарады, анаграммы | |||
29-30 | 21.12 21.12 | Еще раз о синонимах и антонимах | |||
31-32 | 28.12 28.12 | Игротека | |||
3 четверть – 10 ч | |||||
33-34 | 11.01 11.01 | Слова, обозначающие предметы | |||
35-36 | 18.01 18.01 | Слова, обозначающие действие предметов | |||
37-38 | 25.01 25.01 | Слова, обозначающие признаки предметов | |||
39-40 | 01.02 01.02 | Игротека | |||
41-42 | 08.02 08.02 | Текст, тема, главная мысль | |||
43-44 | 15.02 15.02 | Заголовок - всему голова | |||
45-46 | 22.02 22.02 | Работаем с фразеологизмами | |||
47-48 | 01.03 01.03 | Игротека | |||
49-50 | 15.03 15.03 | И снова пословицы | |||
51-52 | 22.03 22.03 | Ещё раз о фразеологизмах | |||
4 четверть - | |||||
52-54 | 05.04 05.04 | Русские народные загадки | |||
55-56 | 12.04 12.04 | Игротека | |||
57-58 | 19.04 19.04 | И вновь словарные слова | |||
60-61 | 26.04 26.04 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | |||
62-63 | 17.05 17.05 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | |||
64-65 | 24.05 24.05 | Игротека | |||
66-67 | 31.05 31.05 | Повторяем… | |||
68 | 01.06 | Повторяем, повторяем… |
Формы подведения итогов реализации программы
Для достижения цели и задач аттестации обучающихся осуществляются следующие виды аттестации:
- стартовая;
- промежуточная ;
-итоговая
Стартовая аттестация – выявление уровня развития познавательных процессов у четвероклассников в начале учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия учебного года (с 15 по 25 декабря) .
В конце года по итогам реализации программы (с 15 по 25 мая) проводится итоговая аттестация.
Результаты аттестации заносятся в протокол результатов аттестации обучающихся.
Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- мультимедиапроектор.
Методическое обеспечение:
Методические пособия:
- Методическое пособие для 2 класса «Русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.
Дополнительная литература:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»
Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса
Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением» для 4 класса, 34 часа составлена на основе авторской программы Е. В. Аг...