Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Матюшенкова Альбина Васильевна
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ и обеспечена УМК «Школа 2100»авторов Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _4b_russkiy_yazyk_matyushenkova.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 1561 (СП№156)  ЮЗОУО ДО г. Москвы

Рассмотрено

на методическом объединении

ГБОУ лицея № 1561(СП№156)

Протокол №1

от ___________

Председатель МО  

Григоренко А.Б.

Согласовано.

Зам.директора по УВР

________Галин С.Г.

Утверждаю.

Директор ГБОУ лицея № 1561 ЮЗОУО ДОгМ

______________ Пазынин В.В.

Приказ № ____ от  ___________

Рабочая программа

по курсу

«Русский язык»

Класс: 4«Б»

Ф.И.О. педагога:  Матюшенкова А.В

Педагогический стаж:  29 лет

Квалификация:  первая категория

2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе  программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ и обеспечена УМК «Школа 2100»авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.  Бунеевой,  О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой и др.

Цель

Цель данного учебного курса определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

Задачи

Образовательные: 

- сообщение необходимых знаний и  формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно  говорить, читать и писать на родном языке.

Развивающие:

- развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

- формирование у детей  чувства языка.

Воспитательные:

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.

          Программа рассчитана на 136 часов, в т.ч. на практическую работу, контрольные и зачётные уроки.

          Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным стандартом и образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

        

Учебно-методическое и программное обеспечение,

используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса по русскому языку

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. «Русский язык 4 класс», Методические рекомендации для учителя.
  2.  Комиссарова Л.Ю. «Дидактический материал» (упражнения) к учебнику «Русский язык» 4 класс.
  3. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык», учебник для 4 класса.
  4. Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4-й класс. Вар. 1,2.
  5. Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 4-й класс»

Дидактические материалы

        Наглядные пособия по предмету  

Компьютерное оборудование

     1. Интерактивная доска МИМИО.

     2. Персональный компьютер для учителя.

     3. Персональный компьютер для детей  (Apple Macintosh).

Учебное оборудование

Рабочее место ученика (класс укомплектован полностью).

Программное обеспечение

На компьютерах учителей и учеников класса  установлено программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки клавиатурного письма, чтения. Программы, позволяющие редактировать и форматировать тексты, графику, создавать  презентации,  анимации, натурные мультипликации, сохранять и редактировать видеофайлы и звуковые файлы,  работать с электронными таблицами.  

Программы, используемые в создании образовательных продуктов:

-HotPotatoes (создание интерактивных заданий);

- ПервоЛого (нтегрированная обучающая творческая среда)

- iMovi, iTunes ( программы, для работы со звуками, фото- видео- файлами)

- Игры и задачи, 1-4 классы. Программный продукт для Образовательной системы «Школа 2100»

Цифровые образовательные ресурсы

1. Началка Семинфо http://nachalka.seminfo.ru/

2. Единая коллекция образовательных ресурсов.  http://school-collection.edu.ru/

3. Образовательная система школа 2100  http://www.school2100.ru/

Особенности класса

     Количественный состав класса 29 человек.  Результаты итогового мониторинга  3 класса по русскому языку на базе учебного заведения показали, что класс справляется с программным материалом по предмету.  Все ребята справились с  базовым минимумом, за исключением одного человека (Крупнова А.).

Часто повторяющимися ошибки были следующими:

- способы работы с орфограммами;

- определение главной мысли текста;

По итогам  логопедического тестирования  было выявлены следующие логопедические проблемы: дисграфия – 14 человек.

 Данная рабочая программа разработана  с учётом особенностей класса.  При её составлении учитывался  существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.

Форма обучения русскому языку обучающимися класса – очная и дистанционная.

Курс рассчитан на 136 часов  - 4 часа в неделю, в т.ч. на контрольные работы (7), тестовый контроль (13). Внесены изменения в распределение количества часов по изучению некоторых разделов.

Формы организации деятельности обучающихся

- индивидуальная;

- групповая;

- самостоятельная;

- дистанционная.

Формы контроля освоения обучающимися учебного материала

- текущий контроль: тематические срезы, тесты, устный опрос, изложения и сочинения;

- промежуточный контроль: проверочная работа, тест, словарные диктанты;

- итоговый контроль: контрольная работа, тест, контрольное изложение.

Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса.

По итогам контрольных работ за 2013-2014 уч. год  изменено количество часов на уроки по развитию речи и увеличено количество часов на изучение материала по темам «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных личных окончаний глаголов»,  изменён порядок контрольных работ, проверочных работ.

Примерное тематическое планирование уроков русского языка

2015-2016 уч. год

урока

  Дата

                  Названия разделов. Темы уроков.

Характеристика

деятельности учащихся

  1. Повторение   (14ч.)

Знакомиться с новым учебником, использовать                                             приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

Характеризовать основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью.

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами.

Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью.

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать опыт употребления имён существительных в речи.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. Повторение фонетики и графики.

Повторение фонетики. Слог и ударение.

Что такое графика.

Фонетический разбор слова.

Повторение орфографии.

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написанного.

Повторение состава слова.

Повторение изученного о частях речи.

Контрольное списывание.

Повторение изученного по синтаксису.

Р/р. Обучающее изложение «Золотой рубль»

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

Контрольный диктант

Предложение.  Текст. Простое предложение. Предложения с однородными членами. 8ч

Р.ош. Как отличить простое предложение от сложного

Предложение с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

Р/р. Обучающее изложение «Что я люблю»

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

Р/р. Обучающее сочинение: «Что я люблю?»

Развитие пунктуационных умений.

Упражнения на повторение.

 Проверочная работа № 1

3. Сложные предложения с союзами и, а, но. 9ч

Р.ош.Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

Р/р. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами

Р/р. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

Упражнения на повторение.

 Проверочная работа № 2

Запятая в сложном предложении

Контрольный диктант

4. Предложения с прямой речью.  8ч

Р.ош. Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

Р/Р. Сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

Р/р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

Контрольный диктант

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Имя существительное. Что мы знаем об имени существительном  3ч

Р.ош. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Роль имен существительных в предложении, в речи. Р\р обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

6. Изменение имен существительных по падежам.  12ч

Наблюдение за словоизменением имен существительных

Развитие умения изменять имена сущ. по падежам, ставить сущ. в разные падежные формы

Изменения по падежам имен сущ. в ед. ч. и во мн. ч.

Изменения по падежам имен сущ. в ед. ч. и во мн. ч.(+)

Именительный и винительный падежи

Родительный падеж

Дательный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

Обобщение знаний о падежах.

Обобщение знаний о падежах. (+)

Упражнение на повторение.

 Проверочная работа № 3

7. Три склонения имен существительных.  7ч

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

Развитие умения определять склонение имен существительных

Развитие умения определять склонение имен существительных

Развитие умения определять склонение имен существительных.морфологический разбор имени существительного

Развитие умения определять склонение имен существительных.морфологический разбор имени существительного

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

Р/р. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» Употребление в письменной речи несклоняемых сущ. с разными предлогами, предложений с однородными членами

8.Правописание мягкого знака после шипящих на конце сущ  7ч

Мягкий знак после шипящих на конце сущ-ых женского рода

Развитие умений писать слова с орфограммой, графическое обозначение, выбор написания

Развитие умений писать слова с орфограммой, графическое обозначение, выбор написания

Буква ь после шипящих на конце имен сущ.

Упражнение на повторение.

 Проверочная работа № 4

Развитие орфографических умений

Контрольный диктант

9.Правописание безударных падежных окончаний имен сущ.   10ч

Р.ош. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Р/р. Обучающее изложение «Первая газета»

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.  

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.  

Упражнение на повторение.

Проверочная работа № 5

Развитие орфографических умений, повторение

Контрольный диктант

Имя прилагательное. Что мы знаем об имени прилагательном.   3ч

Различатьи характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.

Наблюдать роль прилагательных в речи.

Называть грамматические признаки имён прилагательных, определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных.

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями.

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола.

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.

Р.ош. Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи

Роль прилагательных – антонимов в речи

Морфологический разбор имени прилагательного

11. Словоизменение имен прилагательных.  2ч

Изменение имен прилагательных по падежам

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словообразовании

12. Правописание безударных падежных окончаний имен прил. 8ч

Правила правописания безударных падежных окончаний имен пр.

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Р/р. Обучающее изложение «Первое путешествие»

Развитие орфографических умений.

 Упражнение на повторение.

 Проверочная работа № 6.

Повторение и обобщение пройденного.

Кнтрольный диктант

Глагол. Что мы знаем о глаголе?     4ч

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Значение и грамматические признаки глагола

Значение и грамматические признаки глагола

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

14. Словоизменение глаголов     2ч

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов.  16ч

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

Глаголы исключения. Выбор способа определения спряжения гл.

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

р/р Обучающее сочинение по картинкам

Разбор глагола как части речи

Контрольный  диктант.

Знакомство с возрастной формой глагола. Правописания глаголов –тся  и –ться

Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед.ч.» и орфографическим правилом

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица ед.ч.

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица ед.ч.

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

Р/р. Обучающее изложение «Первые школы»

Контрольное списывание.

16. Разбор глагола по составу.   11ч

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении

Р/р. Сочинение «День моей мамы»

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.

Упражнение на повторение.

Проверочная работа № 7.

Развитие орфографическмх умений.

Развитие орфографическмх умений.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепл. орфографических, пунктуационных и языковых умений

Контрольный диктант

17. Повторение.  10ч

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

Р/р. Контрольное изложение «Странный дуэт»

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Имя сущ., глагол, имя прилагательное»

Итоговая  контрольная  работа

Обобщающий урок на повторение

Итоговый контрольный диктант

131-134

Повторение и обобщение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 156 ЮЗОУО ДО г. Москвы

«Согласовано»                                                                «Утверждено"Протокол заседания                                                        Приказ руководителя

методического объединения                                 образовательного

 учителей начальных классов                                     учреждения

 № ______ от ______________                              №______ от _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Программа составлена для учащихся , обучющихся по УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по литературному чтению для обучающихся четвёртого класса общеобразо...

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...