Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению
Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Сегодня важная задача для педагога- научить читать "правильно", "эфективно", "продуктивно". Правильное чтение- основа обучения не только в школе, но и за ее пределами. Для этого на уроках важно использовать различные упражнения, которые помогут каждому обучающемуся открыть для себя мир чтения, понять его,полюбить и умело применить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golub-chg.docx | 509.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности у младших школьников
на уроках литературного чтения
Функционально грамотная личность-это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Сверхзадача современного педагога - научить каждого ученика беглому осознанному чтению, пересказам, добывать самостоятельно информацию из различных источников.
Согласно положениям ФГОС НОО обучающиеся начальной школы должны:
- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
- объяснять поступки героев и давать им оценки;
- находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
- объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
- пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
составленному под руководством учителя (70-90 слов);
- читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
- сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя);
- читать наизусть несколько стихотворений (7-10).
В течение урока проводим работу над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
- чтение про себя;
- чтение вслух;
- хоровое чтение;
- жужжащее чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Л]: Ла- ла- ла- веселая юла. Ло-ло –ло – тихо и тепло. Лу-лу-лу – купили мы юлу. Лы- лы- лы – налетели пчелы. 2. Скороговорка: Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА 4. Прочитай слова без лишнего слога: тюсалень леонапард лягушлика дязател кастфурюля саголат пефонал альцыбом портрыфель плавытье футсыболка туфдули тапчуки сандапели трамрявай тролфилейбус строикутель 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа |
1. Чистоговорка на автоматизацию звука [Р]: Ра- ра- ра- веселая игра. Ро-ро-ро- красивое перо. Ру-ру-ру- не люблю жару. Ры-ры-ры- злые комары. 2. Скороговорка: Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: РО-РО-РО, РО-РО-РО,РО-РО-РО 4. Прочитай слова без лишнего слога: леонапард кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз уктюроп петщерушка саголат ребядис карерандаш ручщока портрыфель брюлаки плавытье метцыро трамрявай тролфилейбус строикутель профодавец кондимытер 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя |
1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ш]: Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша. 2. Скороговорка: Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ 4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй |
1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ж]: Жу-жу-жу, жу-жу-жу 2. Скороговорка: Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ 4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы О ОКНОКОЗЕРОБОЗОНДАТРА 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор |
1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ч]: Чо-чо-чо, чо-чо-чо 2. Скороговорка: У Танечки - тачка, а у Анечки - печенья пачка. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА 4. В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша |
1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Щ]: Ща-ща-ща, ща-ща-ща 2. Скороговорка: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. 3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й: ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА 4. В каждой строчке найди 5 слов бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: пцогвуиа змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор |
1. Куда спустился муравей? 2. Что сделала волна? 3. Что бросила муравью голубка? 4. Как муравей спасся? 5. Чем охотник поймал голубку? 6. Как муравей помог голубке? |
1. О чем черепаха просила орла? 2. Что орел посоветовал черепахе? 3. Как поступил орел? 4. Что случилось с черепахой? |
1. О чем заспорили голова и хвост змеи? 2. Что сказала голова? 3. Что сказал хвост? 4. Что случилось с хвостом змеи? |
Задания для 2 класса (на уровне предложения/текста)
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце) 2. Читай предложения наоборот справа налево: оленелезаз гурков ёсв Все вокруг зазеленело. 3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. 4. Прочитай текст и ответь на вопросы: Грибы. Грибы обычно собирают летом или осенью. Но, иногда, их собирают и зимой. Зимние грибы появляются, когда в лесу потеплеет после первых заморозков. Эти грибы – ближайшие родственники опят. Растут они возле пеньков и поваленных деревьев. Вопросы для контроля:
|
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L Н R F S А Q Н W G ЕZ h Б U Е L t Б V F Т S R Е G P Z L Y Л W J Е S N Е F Ь G S Т Z N А Y W Н R L Е J f Г S Y Р Q W Е Z U Е L GТ R t S E J U T На небе белеет, светит, а не греет. (Луна) 2. Читай предложения наоборот справа налево: вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот Тоненькие сосульки повисли на крышах домов. 3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. 4. Прочитай текст и ответь на вопросы: Киты. Многие считают, что киты – это рыбы. На самом деле, рыбки появляются из икринок. А маленьких китят рождают мамы-китихи и вскармливают их молоком. Молоко это такое полезное, что за день китёнок вырастает на столько, сколько весит взрослый человек. Вопросы для контроля:
|
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. LР R F S О Q Г W G А Z h ТU ЫL t Й V F А S R Н G ЕZ L Y Б W J Ы S N К Рогатый, а не бык. (Месяц) 2. Читай предложения наоборот справа налево: иьчур илачружаз олесев Весело зажурчали ручьи. 3. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает. 4. Прочитай текст и ответь на вопросы: Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"
Речь-это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут усваиваться знания. ...
презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"
Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...
Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...
Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"
Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....
Формирование читательской грамотности на урокахрусского языка и литературного чтения. Автор Губарева Марина Михайловна
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения....
Доклад по теме "Использование эффективных методов и приёмов при формировании функциональной грамотности у учащихся на уроках литературного чтения.
С данным докладом я принимала участие на фестивале учителей начальных классов....
Доклад на методический совет учителей «Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»
ЧитЧиЧитательская грамотность готовит к социальной жизни....