Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению

Голуб Татьяна Алексеевна

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из текста помогают расширить наши знания и возможности в жизни. Сегодня важная задача для педагога- научить читать "правильно", "эфективно", "продуктивно". Правильное чтение- основа обучения не только в школе, но и за ее пределами. Для этого на уроках важно использовать различные упражнения, которые помогут каждому обучающемуся открыть для себя мир чтения, понять его,полюбить и умело применить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golub-chg.docx509.3 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование читательской грамотности у младших школьников

на уроках литературного чтения

        Функционально грамотная личность-это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.

        Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

        Сверхзадача современного педагога - научить каждого ученика беглому осознанному чтению, пересказам, добывать самостоятельно информацию из различных источников.

                Согласно положениям ФГОС НОО обучающиеся начальной школы должны:

- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

- объяснять поступки героев и давать им оценки;

- находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

- объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

- пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

составленному под руководством учителя (70-90 слов);

- читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

- сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя);

- читать наизусть несколько стихотворений (7-10).

        В течение урока проводим работу над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

- чтение про себя;

- чтение вслух;

- хоровое чтение;

- жужжащее чтение;

- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. 

        Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

        Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

        Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

        Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

        

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Л]:

Ла- ла- ла- веселая юла.

Ло-ло –ло – тихо и тепло.

Лу-лу-лу – купили мы юлу.

Лы- лы- лы – налетели пчелы.

2. Скороговорка:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА

4. Прочитай слова без лишнего слога:

тюсалень леонапард лягушлика дязател кастфурюля саголат пефонал альцыбом портрыфель плавытье футсыболка туфдули тапчуки сандапели трамрявай тролфилейбус строикутель

 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа

1. Чистоговорка на автоматизацию звука [Р]:

Ра- ра- ра- веселая игра.

Ро-ро-ро- красивое перо.

Ру-ру-ру- не люблю жару.

Ры-ры-ры- злые комары.

2. Скороговорка:

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

РО-РО-РО, РО-РО-РО,РО-РО-РО

4. Прочитай слова без лишнего слога:

леонапард кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз уктюроп петщерушка саголат ребядис карерандаш ручщока портрыфель брюлаки плавытье метцыро трамрявай тролфилейбус строикутель профодавец кондимытер

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ш]:

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу..

2. Скороговорка:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ

4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

 5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ж]:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

2. Скороговорка:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ

4. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы О

ОКНОКОЗЕРОБОЗОНДАТРА

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор

 

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Ч]:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.

2. Скороговорка:

У Танечки - тачка, а у Анечки - печенья пачка.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА

4. В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша

1. Чистоговорки на автоматизацию звука [Щ]:

Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.

2. Скороговорка:

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

3. Читаем гласные с ударением на одном из них, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА

4. В каждой строчке найди 5 слов бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

пцогвуиа змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор

Басни Льва Николаевича Толстого

1. Куда спустился муравей?

2. Что сделала волна?

3. Что бросила муравью голубка?

4. Как муравей спасся?

5. Чем охотник поймал голубку?

6. Как муравей помог голубке?

Басни Льва Николаевича Толстого

1. О чем черепаха просила орла?

2. Что орел посоветовал черепахе?

3. Как поступил орел?

 4. Что случилось с черепахой?

Басни Льва Николаевича Толстого

1. О чем заспорили голова и  хвост змеи?

2. Что сказала голова?

3. Что сказал хвост?

4. Что случилось с хвостом змеи?

Задания для 2 класса (на уровне предложения/текста)

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

оленелезаз гурков ёсв

Все вокруг зазеленело.

3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): 

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Грибы.

      Грибы обычно собирают летом или осенью. Но, иногда, их собирают и зимой. Зимние грибы появляются, когда в лесу потеплеет после первых заморозков. Эти грибы – ближайшие родственники опят. Растут они возле пеньков и поваленных деревьев.

Вопросы для контроля:

  • Растут ли грибы зимой?
  • 2. Где растут зимние грибы?
  • Какие грибы ближайшие родственники зимних грибов?

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L Н R F S А Q Н W G ЕZ h Б U Е L t Б V F Т S R Е G P Z L Y Л W J Е S N Е F Ь G S Т Z N А Y W Н R L Е J f Г S Y Р Q W Е Z U Е L GТ R t S E J U T

На небе белеет, светит, а не греет. (Луна)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот

Тоненькие сосульки повисли на крышах домов.

3. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): 

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Киты.

       Многие считают, что киты – это рыбы. На самом деле, рыбки появляются из икринок. А маленьких китят рождают мамы-китихи и вскармливают их молоком. Молоко это такое полезное, что за день китёнок вырастает на столько, сколько весит взрослый человек.

Вопросы для контроля:

  • Можно ли назвать кита рыбой?
  • Чем мама-китиха кормит своего китёнка?
  • Как ты считаешь, кто тяжелее: китёнок, которому исполняется год, или человек?

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

LР R F S О Q Г W G А Z h ТU ЫL t Й V F А S R Н G ЕZ L Y Б W J Ы S N К

Рогатый, а не бык. (Месяц)

2. Читай предложения наоборот справа налево:

иьчур илачружаз олесев

Весело зажурчали ручьи.

3. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

4. Прочитай текст и ответь на вопросы: 

Чайки.

         Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

Вопросы для контроля:

  • Что умеют животные?
  • Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
  • Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"

Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....

Формирование читательской грамотности на урокахрусского языка и литературного чтения. Автор Губарева Марина Михайловна

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения....