Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"
статья по теме

Паневникова Светлана Васильевна

Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьесбережения.

  1. Почему технология коррекционно-развивающего обучения актуальна в специальной школе?

Специфика воспитательно-образовательного процесса, реализованного в школе-интернате, его формы и содержание во многом определяется своеобразием развития воспитанников.

     Структура развития наших детей такова, что в ней взаимодействуют факторы первичного порядка (связанные непосредственно с дефектом, т.е. слуховой недостаточностью) и факторы вторичные (производные от первых, возникшие  как результат своеобразного развития ребенка.


Первичный дефект



(нарушение слуховых функций)



Побочные и сопутствующие нарушения (ДЦП, олигофрения, дизартрия, афазия, дислексия)



Вторичный



(нарушение речи)



Третичный



(ЗПР, нарушение восприятия, внимания, мышления)


Боскис Р.М. было установлено . что в аномальном развитии психики слабослышвщих важно не столько то, что ребёнок плохо слышит, а то, что этот недостаток в силу неблагоприятных условий привёл к нарушениям многих функций и сторон психики, чрезвычайно важным для её состояния и определяющим ход развития личности.

     Речевое недоразвитие является не прямым результатом слуховой недостаточности, а следствием изменений, которые происходят в ходе развития ребенка

Нарушение слуха

                                   

Общее нарушение

развития познавательной деятельности

        

Недоразвитие речи

Таким образом, речевое недоразвитие носит у слабослышащих глубокий вторичный характер. Возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом.

     В связи с этим специальное обучение должно носить характер целостного, всестороннего воздействия на учащихся. На преобразование их личности. Т.к. в этом процессе корригируются или заново воссоздаются наиболее важные для слабослышащего ребенка психические функции, их качества, их свойства (формируется речь, мышление, словесная память).

     Исходя из вышесказанного, коррекционно-образовательный процесс строится на следующих психо-педагогических основах:

  1. Обеспечение личностно-ориентированного, личностно-деятельного подхода;
  2. Комплексность, взаимосвязанная целостность решения задач образования, развития и оздоровления;
  3. Создание условий для развития личности ребёнка с его особенностями в когнитивной, личностной, мотивационной сферах, формирования адекватного самосознания.

  1. Здоровьесберегающий характер обучения.

В чем он заключается?

Двигательный режим

Щадящий режим школьной нагрузки

Работа над сменой доминантного анализатора

Психоэмоциональная комфортность урока

Требования к организации занятий

Слухо-речевой режим

Профилактика нарушения зрения

Профилактика нарушения слуха

Здоровьесберегающий характер обучения

Для реализации здровьесберегающего характера обучения в школе имеется:

  1. Комплексно-целевая программа (которая предусматривает тесное взаимодействие медика, психолога, педагога)
  2. Здоровьесберегающее пространство школы
  3. Система нормативных документов, регламентирующих:
  1. Слухо-речевой режим
  2. Двигательный режим
  3. Охранительный режим
  1. Методические требования к коррекционно-развивающему уроку:

  1. Учёт индивидуальных возможностей и особенностей дефекта.
  2. Подбор содержания и объёма речевого материала к уроку.
  3. Формирование мотивации к учению (поддержание интереса, эмоциональный настрой за счёт смены видов деятельности, самооценка, оценка, различные фишки, сигнальные карточки ит.д.)
  4. Снятие напряжения, усталости. (различные физминутки, массаж, динамические паузы, психогимнастика, тренинги, различные виды гимнастики)
  5. Развитие познавательных процессов. (концентрация внимания, развитие мышления, памяти, воображения, развитие эмоций)
  6. Создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования на уроках для овладения суммой знаний по проблеме здоровья человека, механизмами его формирования и укрепления.
  7. Индивидуальный и дифференцированный подход в организации учебной и развивающей деятельности с учётом структуры дефекта каждого.
  8. Включение в урок элементов аромо-, фито-, витаминотерапии.
  9. Сочетание методов и приёмов работы, обеспечивающих смену доминантного анализатора.
  10. Включение в урок элементов методики обучения Базарного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО...

Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

В статье указаны подходы в обучении в рамках ФГОС...

Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС...

УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

Вся педагогическая деятельность учителя начальных классов разбита на периоды, когда с каждым классом проживаешь четыре счастливых года, расстаешься с учениками, гордишься их успехами, после каждого вы...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...

Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития и  высокой мобильностью.  Перед педагогическими коллективами школ стоит задача  по формированию у обучающихся  способности де...

Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС...