Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"
статья по теме
Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-razvivayushchiy_urok_v_aspekte_zdorovesberezheniya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьесбережения.
- Почему технология коррекционно-развивающего обучения актуальна в специальной школе?
Специфика воспитательно-образовательного процесса, реализованного в школе-интернате, его формы и содержание во многом определяется своеобразием развития воспитанников.
Структура развития наших детей такова, что в ней взаимодействуют факторы первичного порядка (связанные непосредственно с дефектом, т.е. слуховой недостаточностью) и факторы вторичные (производные от первых, возникшие как результат своеобразного развития ребенка.
Первичный дефект
(нарушение слуховых функций)
Побочные и сопутствующие нарушения (ДЦП, олигофрения, дизартрия, афазия, дислексия)
Вторичный
(нарушение речи)
Третичный
(ЗПР, нарушение восприятия, внимания, мышления)
Боскис Р.М. было установлено . что в аномальном развитии психики слабослышвщих важно не столько то, что ребёнок плохо слышит, а то, что этот недостаток в силу неблагоприятных условий привёл к нарушениям многих функций и сторон психики, чрезвычайно важным для её состояния и определяющим ход развития личности.
Речевое недоразвитие является не прямым результатом слуховой недостаточности, а следствием изменений, которые происходят в ходе развития ребенка
Нарушение слуха |
Общее нарушение развития познавательной деятельности |
Недоразвитие речи |
Таким образом, речевое недоразвитие носит у слабослышащих глубокий вторичный характер. Возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом.
В связи с этим специальное обучение должно носить характер целостного, всестороннего воздействия на учащихся. На преобразование их личности. Т.к. в этом процессе корригируются или заново воссоздаются наиболее важные для слабослышащего ребенка психические функции, их качества, их свойства (формируется речь, мышление, словесная память).
Исходя из вышесказанного, коррекционно-образовательный процесс строится на следующих психо-педагогических основах:
- Обеспечение личностно-ориентированного, личностно-деятельного подхода;
- Комплексность, взаимосвязанная целостность решения задач образования, развития и оздоровления;
- Создание условий для развития личности ребёнка с его особенностями в когнитивной, личностной, мотивационной сферах, формирования адекватного самосознания.
- Здоровьесберегающий характер обучения.
В чем он заключается?
Двигательный режим
Щадящий режим школьной нагрузки
Работа над сменой доминантного анализатора
Психоэмоциональная комфортность урока
Требования к организации занятий
Слухо-речевой режим
Профилактика нарушения зрения
Профилактика нарушения слуха
Здоровьесберегающий характер обучения
Для реализации здровьесберегающего характера обучения в школе имеется:
- Комплексно-целевая программа (которая предусматривает тесное взаимодействие медика, психолога, педагога)
- Здоровьесберегающее пространство школы
- Система нормативных документов, регламентирующих:
- Слухо-речевой режим
- Двигательный режим
- Охранительный режим
- Методические требования к коррекционно-развивающему уроку:
- Учёт индивидуальных возможностей и особенностей дефекта.
- Подбор содержания и объёма речевого материала к уроку.
- Формирование мотивации к учению (поддержание интереса, эмоциональный настрой за счёт смены видов деятельности, самооценка, оценка, различные фишки, сигнальные карточки ит.д.)
- Снятие напряжения, усталости. (различные физминутки, массаж, динамические паузы, психогимнастика, тренинги, различные виды гимнастики)
- Развитие познавательных процессов. (концентрация внимания, развитие мышления, памяти, воображения, развитие эмоций)
- Создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования на уроках для овладения суммой знаний по проблеме здоровья человека, механизмами его формирования и укрепления.
- Индивидуальный и дифференцированный подход в организации учебной и развивающей деятельности с учётом структуры дефекта каждого.
- Включение в урок элементов аромо-, фито-, витаминотерапии.
- Сочетание методов и приёмов работы, обеспечивающих смену доминантного анализатора.
- Включение в урок элементов методики обучения Базарного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО
УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО...
Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
В статье указаны подходы в обучении в рамках ФГОС...
Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС...
УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО
Вся педагогическая деятельность учителя начальных классов разбита на периоды, когда с каждым классом проживаешь четыре счастливых года, расстаешься с учениками, гордишься их успехами, после каждого вы...
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "
Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...
Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития и высокой мобильностью. Перед педагогическими коллективами школ стоит задача по формированию у обучающихся способности де...
Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС
Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС...