«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»
статья

Мистрюкова Елена Владимировна

Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системно-деятельностный подход

на уроках в начальной школе»

Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!»

Сегодня современному учителю предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем

Недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Даже учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

Что же обеспечивает системно-деятельностный подход

1 .включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

  1. прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 
  2. формирование учебных действий детей - на этапе "открытия" нового знания;
  3. действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
  4. создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. 

В чём же сущность системно-деятельностного подхода?

  1. Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
  2. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки построения системы знаний;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.
Его деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация знаний. (стадия вызова, несообщение темы урока)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;

Вначале актуализируется изученные способы действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; (классификация и обоснование; сравнение; обобщение; продолжение ряда, фразы; найти лишний элемент). Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Происходит мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») .

Фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Затем создаётся проблемная ситуация (путём создания противоречия, можно использовать игру «Верю – не верю» (ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты)

Необходимо использовать мотивирующие приёмы:

  • яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, фильмов, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки , инсценировкии др. интригующий материал.
  • актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 мин;
  • можно провести эксперимент;
  • из слов составить тему урока;
  • учебник не предлагает готовую тему и цели урока, использование условных значков;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

  • На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

На этом этапе удобно провести работу с учебником:

  • прочитать текст;
  • выписать из текста неизвестные слова; понятия (проверка);
  • составить план, подчеркнуть главный (основной) пункт плана (проверка);
  • работа со схемами, таблицами и рисунками;
  • выписать главные слова и выражения (проверка); подобрать синонимы и антонимы, составить свои предложения;
  • чтение части.

При работе с текстом можно использовать маркировку текста условными значками по мере его чтения:

«знаки открытия»

«V» - уже знал;

«+» - новое;

«-» - думал иначе;

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. ).

Эффект усиливается от сочетания устной и письменной речи – озвучивание действий – это маленькая поисковая работа в сознании ученика. Она обязательна.

Эффективность первичного закрепления зависит от варьирования и полноты «проигрывания» учебного материала (использование нестандартных приемов, игры, занимательности, индивидуального подхода к слабым и сильным и т.д.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно; используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа
  • Методы: самоконтроль, самооценка. пошагово сравнивая с эталоном.

Здесь не нужна громкая речь ни учителя, ни ученика. Всё переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается); у ученика возникло желание закрепить удачный результат, что позволяет его мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
  • На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем ещё надо поработать?

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  ...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...