Мастер-класс на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний обучающихся»
учебно-методический материал

Выскребенцева Елена Васильевна

Здесь вы найдёте различные приёмы, которые используются на уроках литературного чтения в начальной школе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_deyatelnostnyy_podhod.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Беляногорская СОШ»

учитель начальных классов Выскребенцева Елена Васильевна

Мастер-класс

на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний  обучающихся»

      «Чтение формирует мыслительные способности. Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский.

      Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

        Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

      Данный   подход  осуществляется на различных этапах урока. Я хочу рассказать о некоторых приёмах работы, которые использую на этапе закрепления и обобщения знаний.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

      После чтения произведения учащимся предлагается построить в логической последовательности цитаты, отрывки из текста, ключевые слова, события.

      Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Затем проходит обсуждение результатов работы, или проверка этого задания по эталону. Данный приём помогает при подготовке пересказа.

   -  Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах листочки, на них написаны

события, которые происходили в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановите последовательность событий, пронумеруйте их.

 «Подготовка вещей к путешествию».

    «По дороге через лес».

 «Общее собрание путешественников».

 «Встреча на пристани».

 «Привал».

 «Решение Лёли и Миньки».

   «Первый ночлег в лесу».

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, что вы отметили цифрой 1.

1. «Общее собрание путешественников».

-  Какое событие  отметили цифрой 2?

2. «Подготовка вещей к путешествию».

  - Проверка такого задания возможна по эталону. Проверьте себя, верно ли вы восстановили события рассказа.

3. «По дороге через лес» .

4. «Привал».

5. «Первый ночлег в лесу».

6. «Решение Лёли и Миньки»

7. «Встреча на пристани».

Приём «Ловушка»

После работы над произведением, учитель читает из него отрывок, заменяя некоторые слова и выражения (можно и с целым прозведением такую работу проделать, если оно небольшое). Учащиеся выступают в роли учителей, замечают и исправляют ошибки.

Предлагаю вам найти и исправить ошибки в стихотворении С. В. Михалкова «Мой щенок».

Я сегодня сбилась с ног —

У меня пропал щенок.

Три  часа его звала,

Три  часа его ждала,

За компьютер  не садилась

И обедать не могла.

В этот день

Не очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

Он увидел одеяло —

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул —

С краской жбан перевернул.

Он порвал блокнот у папы,

На пол с лестницы упал,

В клей залез он задней лапой,

Еле вылез

И пропал…

Может быть, его забрали,

На верёвке увели,

Новым именем назвали,

Сад  стеречь

Заставили?

Может, он в лесу дремучем

Под сосной сидит колючей,

Заблудился,

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождём?

Я не знала, что мне делать.

Мать сказала:

— Подождём.

Три  часа я горевала,

Альбом  в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Всё сидела и ждала.

Вдруг

Какой-то чёрный зверь

Открывает носом дверь,

Прыгает через порог…

Кто же это?

Мой щенок.

Что случилось,

Если сразу

Не узнала я щенка?

Хвост  распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На носу жужжит оса.

Мать сказала: — Дверь закрой!

К нам летит осиный рой. —

Весь укутанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу —

Я сама его лечу.

Этот прием можно использовать и для работы в парах.

Приём «Поиск информации»

        Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста. Это задание выполняется в группах.

        Представьте, у нас идёт обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (3 класс, УМК «Школа России»). Произведения этого раздела на слайде.  

Вашему вниманию предлагается текст. (Читаю текст) Он записан у вас на листочках.

        «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

- Найдите и подчеркните в тексте названия  произведений  из изученного раздела, вверху напишите фамилии авторов.

        «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон (Н.Н. Носов), чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова (М.М. Зощенко): «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (Борис Викторович Шергин). И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле (Андрей Платонович Платонов). Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама (Андрей Платонович Платонов)  попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

- Прочитайте названия  произведений, назовите  фамилии  авторов.

Проверьте себя.

Проверить выполнение данного задания можно коллективно, обсуждая результаты работы, а можно предложить учащимся сделать это самостоятельно, используя учебник.

Игра «Литературное домино»

    Обобщающий урок литературного чтения по определенному разделу может быть завершен игрой «Литературное домино». На карточках размещаются имена писателей, названия произведений, литературные цитаты, имена героев, их характеристики и т. д.

   В создании карточек к данной игре ученики принимают активное участие. Играть можно как всем вместе, так и в группах. Для игры в группах используются карточки меньшего размера.

Расставляя карточки, учащиеся поясняют свой выбор.

- Вашему вниманию предлагаю игру «Литературное домино» по разделу «Люби живое» (3 класс, УМК «Школа России»).

- Я ставлю первую карточку (то, что ставит учитель, выделено жирным шрифтом), а вы подберите следующую, поясняя свой выбор.

1) Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина».

2) Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек».

3) Василий Иванович  Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».

4) Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик».

5) Борис Степанович Житков «Про обезьянку».

6) Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».

7) Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится».

Синквейн

Синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

     Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке можно оценить, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Составим синквейн к рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» (4 класс).

1. Тарас.                                                                        1.Лебедь.               

 2.Одинокий, добрый.                                                 2. Гордый, умный.

3. Спасает, ухаживает, горюет.                                  3. Плавает, играет, тоскует.

4. Многое в жизни Тарас понимает.                         4. Лебедь – особенная, свободолюбивая

5. Старик.                                                                         птица.

                                                                                      5. Приёмыш.

      Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения способствует:

  • развитию познавательных способностей младших школьников;
  • поддержанию интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • повышению эффективности восприятия информации учащимися;
  • формированию умения работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими (в парах, в группах).

     Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения – это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

С. Михалков «Мой щенок»

Я сегодня сбилась с ног —                                        Он увидел одеяло —

У меня пропал щенок.                                                Покрываться нечем стало.

Три  часа его звала,                                                     Он в кладовку заглянул —

Три  часа его ждала,                                                    С краской жбан перевернул.

За компьютер  не садилась                                         Он порвал блокнот у папы,

И обедать не могла.                                                     На пол с лестницы упал,

В этот день                                                                   В клей залез он задней лапой,

Не очень рано                                                               Еле вылез

Соскочил щенок с дивана,                                          И пропал…

Стал по комнатам ходить,

Бегать,

Лаять,

Всех будить.

 Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

Михаил          Михайлович           Пришвин               «Моя Родина».

Виталий                 Валентинович                Бианки                 «Мышонок Пик».

Борис               Степанович                   Житков                      «Про обезьянку».

Виктор                    Петрович                      Астафьев                   «Капалуха».

       

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!»

Рассказ

       «Однажды мы со старшим братом отправились в лес за малиной. Взяли с собой лукошко для ягод и телефон, чтобы позвонить, если заблудимся.

       На вырубке мы увидели малинник. На нём красовались розово-красные ягоды. Мы принялись собирать малину. Но лукошко было большое, а ягоды маленькие, к тому же, очень вкусные. Мы уже устали, а лукошко ещё и наполовину не заполнили. Но тут брат вспомнил золотые слова: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». И вскоре мы набрали полное лукошко душистой малины.

       Когда мы возвращались домой,  увидели яркий цветок на земле. Он был очень красивый – фиолетово-желтый. Брат достал телефон и сфотографировал его.

     Мы пришли домой, и мама спросила:

- Ну что, великие путешественники, устали?

А ещё мама попросила нас помыть руки и скорее сесть за стол, на котором стояла тарелка с блинами  и кувшин с молоком.

      Вечером мы показали маме фотографию цветка. Она сказала, что этот цветок обладает лечебной силой и называется иван-да-марья.

      Познавательная у нас получилась прогулка!

Мастер-класс

на тему: «Системно-деятельностный подход

на уроках литературного чтения в начальной школе»

      «Чтение формирует мыслительные способности. Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский.

      Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

        Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

      Данный   подход  осуществляется на различных этапах урока. Я хочу рассказать о некоторых приемах работы, которые использую на этапе закрепления и обобщения полученных знаний.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

      После чтения произведения учащимся предлагается построить в логической последовательности цитаты, отрывки из текста, ключевые слова, события.

      Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Затем проходит обсуждение результатов работы, или проверка этого задания по эталону. Данный приём помогает при подготовке пересказа.

      Предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах листочки, на которых записан цитатный план рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части.

 «Вы выливаете разную гадость за окно!»

 «Видеть не могу манную кашу!»

 «Ты это запомнил на всю жизнь?»

 «А я остался с кашей наедине».

 «Ты должен съесть всё до дна!»

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, название первой части.

  1. «Видеть не могу манную кашу!»

Кто прочитает название второй части?

2. «Ты должен съесть всё до дна!»

Проверка такого задания возможна по эталону. Проверьте себя, верно ли вы восстановили цитатный план.

3. «А я остался с кашей наедине».

4. «Вы выливаете разную гадость за окно!»

5. «Ты это запомнил на всю жизнь?»

Прием «Ловушка»

После работы над произведением, учитель читает из него отрывок (текста), заменяя некоторые слова и выражения. Учащиеся выступают в роли учителей, замечают и исправляют ошибки.

Предлагаю вам найти и исправить ошибки в отрывке из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого черного (синего) моря;
Они жили в ветхой избушке (землянке)
Ровно двадцать (тридцать)лет и два (три) года.
Старик ловил удочкой (неводом) рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Этот прием можно использовать и для работы в парах.

Прием «Поиск информации»

Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста. Это задание выполняется в группах.

Представьте, у нас идет обобщающий урок по разделу «Уж небо осенью дышало» (3 класс, УМК «Планета знаний»).

Вашему вниманию предлагается текст. (читаю текст) Он записан у вас на листочках.

Есть в осени первоначальной хрустальный день. В этот день капитан-паук спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной. Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил у сгнившей лесной избушки настоящий подарок. Это были недосмотренные грибы, среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос.

Найдите и подчеркните в тексте названия или первые строки знакомых вам произведений, в скобках укажите авторов.

Названия каких произведений или первые строки из них вы подчеркнули? Каких авторов записали?

Есть в осени первоначальной хрустальный день (Михаил Пришвин). В этот день капитан-паук (М.М. Пришвин) спускаясь на своей паутине, заметил, что лес, точно терем расписной (Иван Алексеевич Бунин). Любуясь красотой осеннего леса, паучок обнаружил у сгнившей лесной избушки (Николай Рубцов) настоящий подарок (К. Паустовский). Это были недосмотренные грибы (М.М. Пришвин), среди которых шустрый зверек пытался спрятать свой барсучий нос (Константин Паустовский).

Проверьте себя.

Проверить выполнение данного задания можно коллективно, обсуждая результаты работы, а можно предложить учащимся сделать это самостоятельно, используя учебник.

Игра «Литературное домино»

Обобщающий урок литературного чтения по определенному разделу может быть завершен игрой «Литературное домино». На карточках размещаются имена писателей, названия произведений, литературные цитаты, имена героев, их характеристики и т. д.

В создании карточек к данной игре ученики принимают активное участие. Играть можно как всем вместе, так и в группах. Для игры в группах используются карточки меньшего размера.

Расставляя карточки, учащиеся поясняют свой выбор.

Вашему вниманию предлагаю игру «Литературное домино» по разделу «Писатели о детях и для детей» (2 класс, УМК «Планета знаний»).

Я ставлю первую карточку, а вы подберите следующую, поясняя свой выбор.

(Николай Н. Носов «Фантазеры», Виктор Ю. Драгунский «Друг детства», Лев Н. Толстой «Косточка», Валентина А. Осеева «Волшебное слово», Аркадий П. Гайдар «Совесть»)

Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения способствует:

  • развитию познавательных способностей младших школьников;
  • поддержанию интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • повышению эффективности восприятия информации учащимися;
  • формированию умения работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими (в парах, в группах).

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения – это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Презентация «Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний обучающихся»

В этой презентации вы найдете задания для учащихся, которые сможете использовать на уроках литературного чтения....