Система опыта работы
статья
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «ЦО №32 имени генерала Ивана Васильевича Болдина»
Пазниковой Натальи Николаевны
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования мотивации.
Проблему положительной мотивации у школьников я начала изучать 2,5 года назад. Проведя наблюдения, я обратила внимание, что, чем старше становятся дети, тем ниже опускается уровень положительной мотивации. Это подтвердило и анкетирование на начало 4 класса.
Как известно, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а, в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений. Поэтому, целью моей работы я поставила создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников и, как следствие, повышению результативности обучения. Для обеспечения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- Способствовать формированию мотивации к обучению и познанию;
- продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
- повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
- формировать самосознание и адекватную самооценку;
- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
В основу моего педагогического опыта легли принципы:
- принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- принцип сознательности и активности обучаемых;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип системности.
Щукина Г.И., одна из ведущих разработчиков проблемы формирования устойчивой мотивации в процессе учебы считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
- методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы, приёмы и методы повышения учебной мотивации, учитывая факторы, влияющие на её формирование.
Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации
Для создания эмоциональной атмосферы, я стараюсь использовать следующие приёмы:
- По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
- Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
- Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами преподаваемого. (Например, часто использую зрительные диктанты, упражнения на внимание, кинезиологию и т.д.)
- Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Для формирования ситуации успеха наиболее часто использую приём “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Так как в этом возрасте дети часто повторяют друг за другом, любят принимать участие в групповых соревнованиях, то этот приём, на мой взгляд, наиболее подходит для создания «общей радости». Так же практикую метод похвалы, что значительно повышает активность учащихся и необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания я вначале подвожу ребенка к пониманию общей цели, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Важно, чтобы эти цели были реально достижимы. Использую для этого специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.
Примерное содержание таких заданий:
- определите собственные цели урока (его этапа);
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.
Использование игровых технологий превращают обучение в творческую лабораторию. Для младших школьников, с учётом их возрастной психологии, наиболее подходят ролевые игры. Например, игра «Почтальон» не требует особой подготовки. Для её проведения нужно: конверты, с вложенными заданиями, и сумка почтальона. Игра «Аукцион» предполагает наличие детского молоточка. «Покупатели» рассказывают по заданной теме. После ответов учащихся учитель спрашивает «Кто больше?» Последний отвечающий становится обладателем приза. В зависимости от класса и предмета можно использовать следующие задания: рассказать об имени существительном, рассказать о витаминах и т.д. Интересна ребятам и игра «Вопрос-ответ». Учитель задаёт вопрос ученику и кидает ему мягкий мячик. Если ответ правильный, ребёнок задаёт свой вопрос и кидает другому учащемуся и т.д. Если ответ неправильный мячик возвращается к учителю. На уроках окружающего мира при изучении связей в живой природе, можно использовать игру «Сеть». Распределяются роли, и с помощью клубочка ниток формируется цепь питания. Также использую театральные мини-постановки и сценки, проектный метод и др. Тесная связь с родителями, их участие вместе с детьми во внеклассных мероприятиях, позволяет сделать школьную жизнь детей более увлекательной и поднимает самооценку учащихся.
Зрительный диктант
Большое значение для формирования положительной мотивации имеет дифференцированный подход. Наиболее часто я использую дифференциацию по уровню трудности. Так как учащиеся моего класса имеют очень разные уровни развития, то применяю дополнительные сборники и задачники (есть у каждого ребёнка), позволяющие подобрать соответствующий материал. В тоже время, трое очень медлительных детей не успевают сделать работу вместе со всеми. Для них использую карточки с меньшим объёмом заданий. Использование такого подхода, основанного на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности.
Индивидуальные особенности учащихся, задействую и при групповых и парных формах работы на уроке. Основная идея этих приёмов заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся ощущает свой индивидуальный вклад и видит свой очевидный прогресс в обучении, что качественно изменяет его мотивацию.
Применение на уроках презентаций, с красочными иллюстрациями, видео-фрагментами также помогает создать на уроке особую эмоциональную атмосферу, уроки становятся более наглядными и интересными, что положительно сказывается на повышении учебной мотивации.
Таким образом, проводя целеноправленное изучение мотивации и её влияние на повышение качества знаний удалось достичь следующих результатов:
- повышение мотивации к обучению и познанию;
- повышение уверенности в себе у учащихся;
- создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- повышение качества знаний учащихся.
Анкетирование на конец года показало качественный рост уровня учебной мотивации в 4 классе:
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Источники информации:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/18/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-i-ee-formirovanie-v-mladshem
- http://www.libpsyx.ru/?Article=78
- http://school11.tomsk.ru/motiv
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/06/gruppovaya-forma-raboty-na-urokakh-v
- Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. – под ред. В.Г. Моньева, С.А. Бешкова, И.И Борисова, М.А. Ефимова. М. изд. НГПИ. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....
Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"
Описание системы опыта работы. Конкурс "Профессионал - 2015"Автор: Бунина У.А....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...