Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).
статья
Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).
Рефлексия – это способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на саморазвитие. Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики не всегда испытывают потребность в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо с младшего школьного возраста. Задача учителя – создать такие условия для ученика, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты и скорректировать свой образовательный путь.
Одна из задач рефлексии – выяснить, что же происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, обдуманного и понятого каждым. Цель рефлексии – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы со способами и методами, применяемыми другими учениками. Существует множество форм образовательной рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником. В качестве опоры для рефлексии можно предложить задания, объединенные в рамках рефлексивного дневника. Это письменные фиксации своих целей, успехов, трудностей, рисунки, отражающие эмоциональное состояние школьника. Систематическое использование такого дневника в процессе обучения позволяет перевести рефлексивный процесс в постоянно осуществляемое действие.
Для организации рефлексивного осмысления результатов урока, я использую некоторые приемы рефлексии:
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения: В конце урока школьникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: «На уроке я понял, узнал, разобрался ...», «На уроке меня порадовало …», «Особенно мне понравилось …», «Сегодня мне удалось …», «Было интересно …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Теперь я могу …», «Я научился …»
Рефлексия «Благодарю …» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и объяснить, в чем оно проявилось. Завершающим является благодарственное слово учителя. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Рефлексия «А напоследок я скажу» Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо? Что не оправдалось и почему? Какие наши перспективы?
Рефлексия «Ассоциация» Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две. Первую, которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор. Любые комментарии со стороны других одноклассников исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итог урока.
Рефлексия «Плюс – минус – интересно». Школьникам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» ученики вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и то, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Рефлексия «Синквейн» В конце урока детям предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это строфа из пяти строк. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы. Четвертая строка – короткое предложение раскрывающее суть темы или отношение к ней. Пятая строка – синоним ключевого слова (существительное).
Таким образом, рефлексия для педагога – это мощный инструмент психолого-педагогических исследований, средство, актуализирующее собственное личностное развитие. Большинство личностно-ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.
Литература
1.Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. – СПб: Каро, 2008.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов на Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
Каталевич Галина Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать ...
СТАТЬЯ "Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ОВЗ" (из опыта работы учителя начальных классов)
Коррекционная педагогика...
Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)
Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...
Игровые технологии на уроках математики от теории к практике из опыта работы учителя начальных классов
Игровые технологии на уроках математики: от теории к практике (из опыта работы учителя начальных классов)...