Проект Инклюзивное образование
проект
Проект «Доступная среда» предназначен для решения проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
имени Алексея Владимировича Бобкова г. Кемерово
Инклюзивная среда в образовательном учреждении
Составители:
Зуйкова Е. Г.
Кужель М. А.
Кемерово 2020
Пояснительная записка
Сегодня, около 5% детей школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Инклюзивное(интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа, расположенном по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для широкого класса педагогов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ОВЗ.
А также образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровления, воспитание; для самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект «Доступная среда» предназначен для решения проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность проекта
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» обучается 937 детей. Из них 6 –дети с ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются по общеобразовательной программе (2 ребенка – по программе начального общего образования, 4 – по программе основного общего образования). Для детей с ОВЗ не в полном объеме созданы условия для реализации образовательных потребностей. На сегодняшний день ведется разработка адаптированных программ по обучению детей с ОВЗ. Также педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по данной проблематике.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.
Цель и задачи проекта
Цель: создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе МБОУ «СОШ №33» города Кемерово
Задачи:
- создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;
- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей;
- апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе;
- дать возможность родителям (законным представителям) обучения детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения.
Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных организациях города Кемерово.
Ресурсное обеспечение проекта
Обеспечение успешности реализации проекта «Доступная среда» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
-материально-техническая база.
Здание школы четырехэтажное, включающие классные комнаты для обучающихся 1-11 классов. В школе имеются кабинеты информатики, физики, химии, технологии для мальчиков и девочек, лаборантские, большой спортивный зал, малый спортивный зал, кабинет хореографии. А также столовая, административные кабинеты.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
-учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Школа обеспечена полном объеме учебно-методическим комплексом для реализации адаптивной общеобразовательной программы.
-кадровый состав
Укомплектованность педагогическими кадрами -100%.
Имеют:
Высшее образование – 87%
Средне-специальное образование – 13%
Из них:
С высшей категорией- 86%
С первой категорией – 13%
Не имеют категории – 1%
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ОВЗ
Принципы реализации проекта
1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи | Сроки |
Подготовительный | создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов. | Январь-август 2019г. |
Деятельностный (основной) | непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов. | Август 2019г. – май 2020г. |
Рефлексивный | контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. | Апрель-июнь 2020г. |
Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. В МБОУ “СОШ № 33” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования детьми с ОВЗ.
2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.
9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №33” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.
Риски:
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Объективно проверяемые показатели | Источники проверки |
1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями | 1.1. Описание особенностей образовательной среды. 1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы. 1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ. 1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы. 1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами. | Публикации Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов Анкетирование участников образовательного процесса Приказы о списочном составе учащихся школы Договоры о сотрудничестве Планы учебно-методической работы школы |
2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве | 2.1. Динамика эмоционального состояния ребенка. 2.2. Снижение школьной тревожности. 2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе. | Документация психолого-педагогической службы Результаты диагностик Наблюдение |
3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования | 3.1. Увеличение числа педагогов высшей и первой квалификационной категории 3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте 3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении школой | Результаты аттестации /распоряжения и портфолио педагогов/ Документы о курсах повышение квалификации Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета Анкетирование педагогов |
4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ | 4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба 4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы | Протоколы родительских собраний, Родительского клуба Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета Анкетирование родителей |
5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта | 5.1. Проведение семинаров, педсоветов по плану и запросу.
5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами. | Календарный план проведения научно-практических семинаров, педсоветов. Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы Заявки на проведение семинаров Отзывы участников семинаров Данные о спросе на публикации |
Мероприятия по реализации проекта
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители | |
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||
1.1. | Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы | Сентябрь 2019 | Администрация | |
1.2. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы | До 1.01.2020г | Администрация, Рабочая группа | |
1.3. | Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз | До 1.01.2020г | Администрация, Рабочая группа | |
1.4. | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 1.01.2020г | Администрация, Рабочая группа | |
1.5. | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 1.05.2020г | Педагоги | |
1.6. | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению | По доп. плану | Администрация, Рабочая группа | |
1.7. | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 1.11.2019г | Администрация | |
1.8. | Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей | постоянно | Администрация, психолог, привлеченные специалисты | |
1.9. | Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию | В конце каждого квартала | Администрация | |
1.10 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | В конце каждого квартала | Администрация | |
1.11 | Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении. | По необ-ходимости | Администрация | |
2. Создание “безбарьерной” среды | ||||
2.1 | Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды: | В течение года обновлять, дополнять | Администрация | |
| Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями | |||
| Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога | |||
| Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда | |||
| Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации | |||
2.2. | Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды | по возможности обновлять, дополнять, корректировать план | Директор, Зам.директора по АХР | |
| Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу | |||
| Оборудование гардероба | |||
| Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже | |||
| Оборудование столовой специальными умывальниками | |||
| Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов | |||
| Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов | |||
| Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии | |||
| Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК | |||
| Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием | |||
| Доступные классы: • вход в класс без порога; • широкие проходы между партами; • оснащение современным оборудованием; • освещение класса; • специальная мебель. | |||
3. Работа с родителями | ||||
3.1. | Диагностика, анкетирование | В течение года | Администрация, психолог, социальный педагог, кл.руководители, привлеченные специалисты | |
3.2 | Организация родителей в “Родительский клуб” | |||
3.3 | Составление / коррекция плана работы Родительского клуба | |||
3.4 | Консультации, тренинги | По плану | ||
3. 5 | Родительские конференции, собрания | По плану школы | ||
3.6 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | |||
4. Организация образовательного процесса | ||||
Обучающиеся | ||||
4.1 | Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях | До 01.10.2019г | Администрация | |
4.2 | Диагностики, анкетирование | Постоянно | Психолог | |
4.3 | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов | Педагоги, психолог | ||
4.4 | Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги) | По плану | Психолог, соц.педагог | |
4.5 | Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий | По плану | Педагоги, психолог | |
4.6 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | По плану школы | Педагоги, кл.рук | |
Педагоги |
|
| ||
4.7 | Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Участие в семинарах по данному направлению | По плану школы | Администрация | |
4.8 | Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики) | До 01.10.2019г | Администрация | |
4.9 | Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов | По плану | Психолог | |
4.10 | Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях | До 01.05.2020г | Педагоги | |
4.11 | Индивидуальное планирование работы учителями | Постоянно | Педагоги | |
4.12 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями | В течение года | Администрация, педагоги | |
4.13 | Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений | По плану | Зам.директора по ВР, кл.рук. | |
4.14 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы | По плану | Администрация | |
4.15 | Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов | Май -сентябрь | Педагоги, психолог | |
4.16 | Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.) | См. п. 2. | Администрация | |
4.17 | Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей | Постоянно | Администрация, психолог, привл. специалисты | |
4.18 | Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию | Май -сентябрь | Педагоги, кл.рук. | |
4.19 | Мероприятия досугового направления (см. план работы школы) | По плану | Кл.рук., учителя физкультуры | |
4.20 | Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования | 2020г. и далее | Администрация, педколлектив |
Заключение
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР...
проект "передай добро по кругу" работа по инклюзивному образованию
Проект о совместной работе социально- адаптированных ребят и детей с ограниченными возможностями...
Проект организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с...
Проект "Инклюзивное образование в условиях массовой школы"
. В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те...
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...